ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Первые бронеавтомобили Вермахта

Sd.Kfs.231(6 rad)
посмотреть галерею

Скромный бюджет рейхсвера в начале 30-х годов не позволил немецкой армии обзавестись перспективными четырехосными бронеавтомобилями. Предпочтение получили более простые и дешевые образцы, созданные на базе стандартных трехосных грузовых шасси (6x4), оборудованных дополнительными задними постами управления.

14 февраля 1930 года в Министерстве вооружений состоялось совещание, на котором было решено продолжить начатые в 1929 году эксперименты с 1,5-тонными шасси коммерческих грузовиков, дабы определить пригодность этих машин для создания на их базе бронеавтомобилей. Объектом внимания были следующие трехосные шасси: G-3 фирмы Daimler-Benz AG, G-31 фирмы Bussing-NAG и М-206 фирмы Magirus.

Первым испытали G-3, которое представляло собой модификацию серийного коммерческого шасси и имело большую базу (3200+950 мм) при массе 2,2 тонны. В кормовой его части смонтировали дополнительный механизм управления, который использовали при езде задним ходом. Возле обеих рулевых колонок находились конические передачи, соединенные карданным валом. С помощью этого устройства действия рулей синхронизировались. Передняя рулевая колонка располагалась под большим углом наклона, позволявшим ей вписаться в конфигурацию кузова.

На шасси G-3 установили бронекорпус массой 2,3 т, который сконструировала фирма Deutsche Werke AG в Киле. Так появился первый прототип бронеавтомобиля с колесной формулой 6x4. Машина была вооружена одним 7,92-мм пулеметом MG 13, расположенным во вращающейся башне.

Испытания показали, что передняя ось перегружена, а слишком большая база отрицательно сказывалась на проходимости машины. Система охлаждения двигателя оказалась неэффективной, требовалось увеличить поверхность и объем радиаторов минимум на 20 процентов.

В марте 1931 года фирма Daimler-Benz представила модификацию G-3, первоначально называвшуюся G-4, а с мая 1931 года — G-За. Новое шасси уже не имело недостатков предыдущего. Кроме того, оно отличалось усиленной подвеской, а коробка передач имела реверс, позволявший двигаться задним ходом на тех же передачах, что и при езде вперед.

Цена серийного коммерческого шасси фирмы Daimler-Benz составляла 19 000 рейхсмарок, цена же армейского варианта G-За достигала 24 340 рейхсмарок.

Одновременно шли испытания шасси G-31p фирмы Bussing-NAG. Фирма Magirus с опозданием подключилась к конкурсу, представив собственную конструкцию — М-206р.

Оба этих шасси также оснащались дополнительным постом управления, позволявшим двигаться задним ходом, не разворачивая машины. Шасси фирм Bussing-NAG и Magirus имели две приборные доски, в то время как у Daimler-Benz приборная доска устанавливалась только впереди.

Шасси М-206р выгодно отличалось от конкурентов тем, что позволяло двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад, а установленный перед задней осью специальный каток облегчал преодоление препятствий.

В ноябре 1932 года Министерство вооружений заказало 37 экземпляров шасси G-За и 16 экземпляров G-31p. Позднее было заказано и несколько М-206р.

Трехосные бронеавтомобили выпускались в трех вариантах, различавшихся вооружением и оборудованием. Бронекорпуса для машин спроектировали и выпускали на фирме Deutsche Werke AG в Киле. Машины на базе шасси Magirus отличались конфигурацией передней части капота и крыльями передних колес.

Первый вариант трехосного бронеавтомобиля сначала имел название Kfz.67, которое вскоре сменили на schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz.231. После того, как в 1937*-году на вооружение были приняты четырехосные бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad), старым трехосным машинам присвоили обозначение Sd.Kfz.231 (6-Rad).

Корпус бронеавтомобиля, рассчитанный на защиту от пуль со стальным сердечником, а также от осколков, собирался из катаных листов брони толщиной 8—14,5 мм. Листы крепились к каркасу из стального профиля и располагались под большим углом наклона, что увеличивало пулестойкость.

В передней части корпуса располагалось моторное отделение, а в центральной и задней частях — боевое. Экипаж состоял из четырех человек: командира, стрелка и двух механиков-водителей.

На крыше боевого отделения на шариковой опоре устанавливалась башня, сваренная из таких же броневых листов, что и корпус. Вращалась она вручную. В правой части лобового листа башни в подвижной бронировке были смонтированы 20-мм пушка KwK 30 L/55 и 7,92-мм пулемет MG 13. Угол вертикального наведения составлял от минус 2 до плюс 12°, горизонтального — 360°. Боекомплект составляли 200 выстрелов и 1300 патронов к пулемету.

Один из прототипов фирмы Daimler-Benz оснащался дополнительным пулеметом MG 13, который монтировался в шаровой установке справа от механика-водителя. Однако серийные машины такого пулемета не имели.

Экипаж Sd.Kfz.231 поддерживал связь с другими машинами лишь с помощью флажков, радиооборудование на машине отсутствовало.

Второй вариант бронеавтомобиля был аналогичен первой модели, но дополнительно комплектовался коротковолновой радиостанцией Fu.Spr.Ger.«a» и рамочной антенной, крепление которой к башне и корме корпуса не затрудняло вращения башни.

Первоначально этот вариант назывался Kraftwagen (Fu) Kfz.67a, а Позднее машине присвоили обозначение schwerer Panzerspahwagen (Fu) Sd.Kfz.232, а в 1937 году - Sd.Kfz.232(Fu) (6-Rad). Высота машины вместе с антенной составляла 2870 мм.

Последняя модификация трехосного бронеавтомобиля — автомобиль радиосвязи schwerer Panzer-funkwagen Sd.Kfz.263. В 1937 году к этому обозначению добавили (б-Rad). Бронеавтомобиль не имел вращавшейся башни и оснащался только одним пулеметом MG 13. Форма рамочной антенны была иной, чем у Sd.Kfz.232. В задней части неподвижной надстройки располагалась дополнительная телескопическая антенна. На Sd.Kfz.232 устанавливали радиостанции большего радиуса действия. Экипаж машины — пять человек. Высота Sd.Kfz.263 составляла 2930 мм.

Первые трехосные бронеавтомобили изготавливались заводами фирмы Daimler-Benz AG в Ун-тертюркхайме и Мариенфельде. В 1933 году рейхсвер начал получать машины, собранные заводом фирмы Bussing-NAG в Брауншвей-ге. Годом позже к выпуску подключился завод фирмы Magirus AG (Киль), ограниченный выпуск был организован и на фирме Deutsche Edelstahlwerke (Ганновер).

Производство трехосных бронеавтомобилей завершили в 1937 году, выпустив 123 машины Sd.Kfz.231 и 232 (б-Rad), а также 28 экземпляров Sd.Kfz.263 (6-Rad).

Первые бронеавтомобили Sd.Kfz.231 и 232 (б-Rad) поступили в части рейхсвера уже в 1932 году. Машины участвовали в маневрах немецкой армии, проводившихся в тот год. Перед глазами приглашенных гостей, среди которых был и президент Германии фельдмаршал фон Гинденбург, впервые после заключения Версальского договора предстали тяжелые бронеавтомобили.

Финансовые возможности рейхсвера в 1932 году не позволяли заказать крупную серию бронеавтомобилей, поэтому фирма Daimler-Benz попыталась заинтересовать своей машиной и немецкую полицию, однако безрезультатно. Ситуация кардинальным образом изменилась в 1933 году — после того, как к власти пришел Гитлер. Для него на полигоне был организован показ различных родов войск. В числе прочих перед фюрером прошли моторизованные части, в том числе и взвод тяжелых бронеавтомобилей, произведших на Гитлера сильное впечатление, и он постоянно повторял: «Это именно то, что нам нужно!».

Заказ на бронеавтомобили увеличили, но предназначались они только для подготовки личного состава и рассматривались лишь в качестве временного варианта.

Тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231, 232 и 263 (б-Rad) с 1935 года поступали на вооружение разведывательных частей формируемых танковых, легких и моторизованных дивизий вермахта.

До начала Второй мировой войны трехосные бронеавтомобили участвовали в аншлюсе Австрии в марте 1938 года, в оккупации Су-детской области осенью 1938 года, а также в оккупации Чехии и Моравии в марте 1939-го.

Несмотря на то, что в 1937 году в части вермахта начали поступать новые четырехосные бронеавтомобили, трехосные машины успели поучаствовать в сентябрьской кампании 1939 года (в составе 1-й легкой дивизии, а также 1-й, 2-й, 3-й и 4-й танковых дивизий). В ходе кампании было потеряно около дюжины таких бронеавтомобилей — тонкая броня не защищала даже от польских противотанковых ружей.

Два бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (б-Rad) были приспособлены для езды по железнодорожной колее и действовали как дрезины в составе немецкого бронепоезда № 3.

Трехосные бронеавтомобили участвовали в боях во Франции (май —июнь 1940 года). В 1941 году несколько таких машин оставалось в составе 4-й, 6-й и 10-й танковых дивизий вермахта. Последние исправные Sd.Kfz.231 и 232 (б-Rad) были выведены из состава линейных частей лишь в 1942 году. Позднее их использовали для подготовки новобранцев, а также направляли в полицейские части, дислоцированные на оккупированных территориях. В Польше, на территории так называемого генерал-губернаторства, немецкие полицейские части использовали Sd.Kfz.231 еще летом 1944 года.

Бронеавтомобили Sd.Kfz.231 — типичные для своего времени машины. В первой половине 30-х годов похожие броневики появлялись и в других странах: Англии, США, Советском Союзе. Основными недостатками Sd.Kfz.231 были: отсутствие привода на передний мост, слишком слабый двигатель и перегруженное шасси. Все это серьезно ограничивало возможности машины. Попытки установить сдвоенные передние колеса или надеть на задние колеса гусеничную ленту успехом не увенчались. А вот шасси фирмы Magirus, оснащенные дополнительным роликом, отличались лучшей проходимостью. Экипажи бронеавтомобилей хорошо знали, что их машины не приспособлены для езды по пересеченной местности. Только в исключительных ситуациях бронемашинам разрешалось съезжать с твердого покрытия. О езде по слабому грунту не могло быть и речи.

Несмотря на все недостатки трехосные бронемашины оправдали возлагаемые на них надежды. Прежде чем в войска начали поступать их четырехосные собратья, С их помощью удалось подготовить кадры для разведывательных частей танковых дивизий.

М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 3'2001

 

 

 

Первые бронеавтомобили ВермахтаПервые бронеавтомобили ВермахтаПервые бронеавтомобили Вермахта
в начало статьи

Случайные статьи

Тяжёлый танк Т-35

Тяжёлый танк Т-35

Лёгкий так Хондешвега - танки Toldi

танки Toldi

Чёрная кошка Вермахта (танк Pz.Kpfw. V Panther)

танк Pz.Kpfw. V Panther

FW-190 - Самый опасный враг

FW-190

Метаморфозы Фокке-Вульфа (истребитель FW-190D/Ta-152)

FW-190D

Самоходки на колёсах

Колесная САУ Дана

Тяжёлый монитор "Хасан"

Тяжёлый монитор "Хасан"

Вспыльчивый Спитфайр

Supermarine Spitfire

Лучшие из лучших во Второй Мировой

Авиация Второй Мировой

Быстрее истребителей (скоростные разведчики)

Як-4

Винтокрылый оборотень (вертолёт Ка-50)

Боевой вертолёт Ка-50

Летающий авианосец (тяжёый четырёхмоторный бомабрдировщик B-29 Superfortress)

B-29 Superfortress

Летающий кит Ан-8

Транспортно-десантный Ан-8

Последние крейсерские танки (английский крейсерский танк Cromwell)

английский крейсерский танк Cromwell

Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»

Всепогодный ночной перехватчик F3D «Скайнайт»
  • Статьи |
  • Бронетехника |
  • Первые бронеавтомобили Вермахта

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика