ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Первые бронеавтомобили Вермахта

Sd.Kfs.231(6 rad)
посмотреть галерею

Скромный бюджет рейхсвера в начале 30-х годов не позволил немецкой армии обзавестись перспективными четырехосными бронеавтомобилями. Предпочтение получили более простые и дешевые образцы, созданные на базе стандартных трехосных грузовых шасси (6x4), оборудованных дополнительными задними постами управления.

14 февраля 1930 года в Министерстве вооружений состоялось совещание, на котором было решено продолжить начатые в 1929 году эксперименты с 1,5-тонными шасси коммерческих грузовиков, дабы определить пригодность этих машин для создания на их базе бронеавтомобилей. Объектом внимания были следующие трехосные шасси: G-3 фирмы Daimler-Benz AG, G-31 фирмы Bussing-NAG и М-206 фирмы Magirus.

Первым испытали G-3, которое представляло собой модификацию серийного коммерческого шасси и имело большую базу (3200+950 мм) при массе 2,2 тонны. В кормовой его части смонтировали дополнительный механизм управления, который использовали при езде задним ходом. Возле обеих рулевых колонок находились конические передачи, соединенные карданным валом. С помощью этого устройства действия рулей синхронизировались. Передняя рулевая колонка располагалась под большим углом наклона, позволявшим ей вписаться в конфигурацию кузова.

На шасси G-3 установили бронекорпус массой 2,3 т, который сконструировала фирма Deutsche Werke AG в Киле. Так появился первый прототип бронеавтомобиля с колесной формулой 6x4. Машина была вооружена одним 7,92-мм пулеметом MG 13, расположенным во вращающейся башне.

Испытания показали, что передняя ось перегружена, а слишком большая база отрицательно сказывалась на проходимости машины. Система охлаждения двигателя оказалась неэффективной, требовалось увеличить поверхность и объем радиаторов минимум на 20 процентов.

В марте 1931 года фирма Daimler-Benz представила модификацию G-3, первоначально называвшуюся G-4, а с мая 1931 года — G-За. Новое шасси уже не имело недостатков предыдущего. Кроме того, оно отличалось усиленной подвеской, а коробка передач имела реверс, позволявший двигаться задним ходом на тех же передачах, что и при езде вперед.

Цена серийного коммерческого шасси фирмы Daimler-Benz составляла 19 000 рейхсмарок, цена же армейского варианта G-За достигала 24 340 рейхсмарок.

Одновременно шли испытания шасси G-31p фирмы Bussing-NAG. Фирма Magirus с опозданием подключилась к конкурсу, представив собственную конструкцию — М-206р.

Оба этих шасси также оснащались дополнительным постом управления, позволявшим двигаться задним ходом, не разворачивая машины. Шасси фирм Bussing-NAG и Magirus имели две приборные доски, в то время как у Daimler-Benz приборная доска устанавливалась только впереди.

Шасси М-206р выгодно отличалось от конкурентов тем, что позволяло двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад, а установленный перед задней осью специальный каток облегчал преодоление препятствий.

В ноябре 1932 года Министерство вооружений заказало 37 экземпляров шасси G-За и 16 экземпляров G-31p. Позднее было заказано и несколько М-206р.

Трехосные бронеавтомобили выпускались в трех вариантах, различавшихся вооружением и оборудованием. Бронекорпуса для машин спроектировали и выпускали на фирме Deutsche Werke AG в Киле. Машины на базе шасси Magirus отличались конфигурацией передней части капота и крыльями передних колес.

Первый вариант трехосного бронеавтомобиля сначала имел название Kfz.67, которое вскоре сменили на schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz.231. После того, как в 1937*-году на вооружение были приняты четырехосные бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad), старым трехосным машинам присвоили обозначение Sd.Kfz.231 (6-Rad).

Корпус бронеавтомобиля, рассчитанный на защиту от пуль со стальным сердечником, а также от осколков, собирался из катаных листов брони толщиной 8—14,5 мм. Листы крепились к каркасу из стального профиля и располагались под большим углом наклона, что увеличивало пулестойкость.

В передней части корпуса располагалось моторное отделение, а в центральной и задней частях — боевое. Экипаж состоял из четырех человек: командира, стрелка и двух механиков-водителей.

На крыше боевого отделения на шариковой опоре устанавливалась башня, сваренная из таких же броневых листов, что и корпус. Вращалась она вручную. В правой части лобового листа башни в подвижной бронировке были смонтированы 20-мм пушка KwK 30 L/55 и 7,92-мм пулемет MG 13. Угол вертикального наведения составлял от минус 2 до плюс 12°, горизонтального — 360°. Боекомплект составляли 200 выстрелов и 1300 патронов к пулемету.

Один из прототипов фирмы Daimler-Benz оснащался дополнительным пулеметом MG 13, который монтировался в шаровой установке справа от механика-водителя. Однако серийные машины такого пулемета не имели.

Экипаж Sd.Kfz.231 поддерживал связь с другими машинами лишь с помощью флажков, радиооборудование на машине отсутствовало.

Второй вариант бронеавтомобиля был аналогичен первой модели, но дополнительно комплектовался коротковолновой радиостанцией Fu.Spr.Ger.«a» и рамочной антенной, крепление которой к башне и корме корпуса не затрудняло вращения башни.

Первоначально этот вариант назывался Kraftwagen (Fu) Kfz.67a, а Позднее машине присвоили обозначение schwerer Panzerspahwagen (Fu) Sd.Kfz.232, а в 1937 году - Sd.Kfz.232(Fu) (6-Rad). Высота машины вместе с антенной составляла 2870 мм.

Последняя модификация трехосного бронеавтомобиля — автомобиль радиосвязи schwerer Panzer-funkwagen Sd.Kfz.263. В 1937 году к этому обозначению добавили (б-Rad). Бронеавтомобиль не имел вращавшейся башни и оснащался только одним пулеметом MG 13. Форма рамочной антенны была иной, чем у Sd.Kfz.232. В задней части неподвижной надстройки располагалась дополнительная телескопическая антенна. На Sd.Kfz.232 устанавливали радиостанции большего радиуса действия. Экипаж машины — пять человек. Высота Sd.Kfz.263 составляла 2930 мм.

Первые трехосные бронеавтомобили изготавливались заводами фирмы Daimler-Benz AG в Ун-тертюркхайме и Мариенфельде. В 1933 году рейхсвер начал получать машины, собранные заводом фирмы Bussing-NAG в Брауншвей-ге. Годом позже к выпуску подключился завод фирмы Magirus AG (Киль), ограниченный выпуск был организован и на фирме Deutsche Edelstahlwerke (Ганновер).

Производство трехосных бронеавтомобилей завершили в 1937 году, выпустив 123 машины Sd.Kfz.231 и 232 (б-Rad), а также 28 экземпляров Sd.Kfz.263 (6-Rad).

Первые бронеавтомобили Sd.Kfz.231 и 232 (б-Rad) поступили в части рейхсвера уже в 1932 году. Машины участвовали в маневрах немецкой армии, проводившихся в тот год. Перед глазами приглашенных гостей, среди которых был и президент Германии фельдмаршал фон Гинденбург, впервые после заключения Версальского договора предстали тяжелые бронеавтомобили.

Финансовые возможности рейхсвера в 1932 году не позволяли заказать крупную серию бронеавтомобилей, поэтому фирма Daimler-Benz попыталась заинтересовать своей машиной и немецкую полицию, однако безрезультатно. Ситуация кардинальным образом изменилась в 1933 году — после того, как к власти пришел Гитлер. Для него на полигоне был организован показ различных родов войск. В числе прочих перед фюрером прошли моторизованные части, в том числе и взвод тяжелых бронеавтомобилей, произведших на Гитлера сильное впечатление, и он постоянно повторял: «Это именно то, что нам нужно!».

Заказ на бронеавтомобили увеличили, но предназначались они только для подготовки личного состава и рассматривались лишь в качестве временного варианта.

Тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231, 232 и 263 (б-Rad) с 1935 года поступали на вооружение разведывательных частей формируемых танковых, легких и моторизованных дивизий вермахта.

До начала Второй мировой войны трехосные бронеавтомобили участвовали в аншлюсе Австрии в марте 1938 года, в оккупации Су-детской области осенью 1938 года, а также в оккупации Чехии и Моравии в марте 1939-го.

Несмотря на то, что в 1937 году в части вермахта начали поступать новые четырехосные бронеавтомобили, трехосные машины успели поучаствовать в сентябрьской кампании 1939 года (в составе 1-й легкой дивизии, а также 1-й, 2-й, 3-й и 4-й танковых дивизий). В ходе кампании было потеряно около дюжины таких бронеавтомобилей — тонкая броня не защищала даже от польских противотанковых ружей.

Два бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (б-Rad) были приспособлены для езды по железнодорожной колее и действовали как дрезины в составе немецкого бронепоезда № 3.

Трехосные бронеавтомобили участвовали в боях во Франции (май —июнь 1940 года). В 1941 году несколько таких машин оставалось в составе 4-й, 6-й и 10-й танковых дивизий вермахта. Последние исправные Sd.Kfz.231 и 232 (б-Rad) были выведены из состава линейных частей лишь в 1942 году. Позднее их использовали для подготовки новобранцев, а также направляли в полицейские части, дислоцированные на оккупированных территориях. В Польше, на территории так называемого генерал-губернаторства, немецкие полицейские части использовали Sd.Kfz.231 еще летом 1944 года.

Бронеавтомобили Sd.Kfz.231 — типичные для своего времени машины. В первой половине 30-х годов похожие броневики появлялись и в других странах: Англии, США, Советском Союзе. Основными недостатками Sd.Kfz.231 были: отсутствие привода на передний мост, слишком слабый двигатель и перегруженное шасси. Все это серьезно ограничивало возможности машины. Попытки установить сдвоенные передние колеса или надеть на задние колеса гусеничную ленту успехом не увенчались. А вот шасси фирмы Magirus, оснащенные дополнительным роликом, отличались лучшей проходимостью. Экипажи бронеавтомобилей хорошо знали, что их машины не приспособлены для езды по пересеченной местности. Только в исключительных ситуациях бронемашинам разрешалось съезжать с твердого покрытия. О езде по слабому грунту не могло быть и речи.

Несмотря на все недостатки трехосные бронемашины оправдали возлагаемые на них надежды. Прежде чем в войска начали поступать их четырехосные собратья, С их помощью удалось подготовить кадры для разведывательных частей танковых дивизий.

М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 3'2001

 

 

 

Первые бронеавтомобили ВермахтаПервые бронеавтомобили ВермахтаПервые бронеавтомобили Вермахта
в начало статьи

Случайные статьи

БМП для Скандинавии (Боевая машина пехоты CV-90)

Боевая машина пехоты CV-90

Жар-птица Константина Калинина (экспериментальный бомбардировщик-бесхвостка К-12)

Жар-птица Константина Калинина

Меркава из Израиля (основной танк Merkava Mk.4)

основной танк Merkava Mk.4

ИС-3. Последний танк прорыва

Тяжёлый танк прорыва ИС-3

Лёгкий танк Т-50

Лёгкий танк Т-50

Солдат тотальной войны (истребитель Messerschmitt Bf 109G/K) Часть 2.

Messerschmitt Bf 109G

Тигр на сверхзвуке (палубный истребитель Grumman F-11 Tiger)

палубный истребитель Grumman F-11 Tiger

Танки-истребители Вермахта (истребители танков Jagdpanzer)

Jagdpanzer

В разведку - на бомбардировщике (бомбардировщик Ту-2)

бомбардировщик Ту-2

Основной боевой танк Т-72

Основной боевой танк Т-72

Не оправдавший надежд (Торпедоносец-бомбардировщик TBD-1 Devastator )

Торпедоносец-бомбардировщик TBD-1 Devastator

Стотонный убийца авианосцев (сверхзвуковой бомбардировщик Т-4)

Т-4 сотка

Имени святого Валентина (английский пехотный танк Valintine)

английский пехотный танк Valintine

Четверть века в строю (штурмовик А-26 Invader)

штурмовик А-26 Invader

Боевые Мустанги (истребители P-51 Mustang)

истребители P-51 Mustang
  • Статьи |
  • Бронетехника |
  • Первые бронеавтомобили Вермахта

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика