В ходе локальных войн на Ближнем Востоке успешно использовались относительно недорогие полковые и дивизионные ЗРК с оптико-электронными системами обнаружения целей советского производства. Так как их применение ограничивалось погодными условиями, то в связи с этим н 1968 году было начато проектирование самоходного ЗРК 9К35 «Стрела-ЮСВ». А полномасштабные работы по комплексу начались в июле 1969 года. Предназначался он для ПВО мотострелковых и танковых полков и представлял собой глубокую модернизацию ЗРК «Стрела-1М».
В состав 9К35 вошли: боевые машины 9А35, 9А34, ракета 9М37 и воспомогательное оборудование. Интересно, что первоначально предполагалось наряду с ракетой 9М37 вести стрельбу и ракетами 9М31М от комплекса «Стрела-1М».
Головным разработчиком комплекса в целом, а также ракеты 9М37 и ряда пусковых агрегатов было назначено КБ точного машиностроения Миноборонпрома (главный конструктор А.Э.Ну-дельман). Головной организацией по разработке головки самонаведения и неконтактного взрывателя являлось ЦКБ «Геофизика» Миноборонпрома (главный конструктор Д.М.Хорол). Изготовлением шасси боевой машины занимался Харьковский тракторный завод, а установкой артиллерийской части на нее — Саратовский агрегатный завод Миноборонпрома. Серийное производство ракет велось на Ковровском механическом заводе Миноборонпрома.
Заводские испытания первого опытного образца комплекса начались в августе 1971 года. Но они вскоре замедлились из-за срыва поставок головок самонаведения. Поэтому совместные (государственные) испытания ЗРК «Стрела-ЮСВ» завершились лишь в мае 1974 года на Донгузском полигоне. На вооружение же «Стрела-ЮСВ» была принята в 1976 году после многих доработок и длительных споров между разработчиками, ГРАУ и командованием ПВО сухопутных войск.
Ракета 9М37, выполненная по аэродинамической схеме «утка», имела управляющие органы (рули) в передней части корпуса, а неподвижный стабилизатор — в задней. Она оснащалась однокамерным двухрежимным реактивным твердотопливным двигателем и пассивной двухканальной головкой самонаведения. Основной канал наведения — оптический. Его аппаратура работала в видимой части спектра солнечных лучей и фиксировала цель, контрастирующую на фоне неба. После захвата цели головка самонаведения начинала сопровождать ее. Инфракрасный же канал использовался только в сложной фоновой обстановке, при малой освещенности и при постановке противником оптических помех.
Преимуществами такой системы перед радиолокационными системами наведения ракет комплексов «Куб» и «Круг» были: более низкая стоимость, невосприимчивость к радиолокационным помехам и неуязвимость боевых машин для ракет типа «Шрайк», наводившихся по лучу радиолокатора. А к ее недостаткам надо отнести: невозможность стрельбы по цели, заходящей со стороны солнца (угол между направлением на цель и солнцем должен был превышать 20°), и чувствительность к инфракрасным и оптическим помехам, создаваемым противником.
Ракета 9М37 с боевой частью 9Н125 со стержневыми поражающими элементами помещалась в контейнере, который обеспечивал пылебрызгозащищенностьее и выполнял при пуске ракеты роль направляющей. На контейнере размещались пороховой газогенератор и элементы системы охлаждения головки самонаведения.
По проекту 9М37 должна была обеспечить поражение целей типа МиГ-17 и Ил-28, летящих со скоростью 750 км/час, в передней полусфере при работе головки самонаведения в инфракрасном канале, и поражение целей, летящих со скоростью до 1100 км/ч, в задней полусфере на дальности свыше 4800 м.
При проектировании в качестве базового шасси боевой машины (пусковой установки) рассматривалось три «кандидатуры»: БМП-1, БМД-1 и МТ-ЛБ. Отметим, что все три машины гусеничные, так как «стрелы» предполагалось использовать совместно с «шилками». В конце концов, лучшим вариантом признали бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, изготавливаемый Харьковским тракторным заводом.
На его базе создали две машины — 9А35 и 9А34. Разница между ними небольшая: первая оснащалась пассивными радиопеленгаторами 9С16, а 9А34 их не имела. Радиопеленгатор служил для обнаружения и точного пеленгования целей, летящих с работающей бортовой радиолокационной аппаратурой. Машина имеет V-образный четырехтактный дизель ЯМЭ-238В мощностью 240 л.с., позволяющий развивать скорость по шоссе до 61 км/час при запасе хода 500 км. Она способна преодолевать подъем в 30° и крен в 25°. Машина плавающая — максимальная скорость на плаву 6 км/час. Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое около 20 секунд, а обратно — 2—3 минуты. В отличие от ЗРК «Куб» и «Круг», боевая машина комплекса «Стрела-10» не имеет специального двигателя, работающего на генератор бортовой сети. Поэтому комплекс может работать только при работе основного двигателя или при подключении внешнего источника электропитания.
Пусковая установка оснащена аппаратурой оценки зоны поражения 9С86 для автоматического определения дальности до цели, радиальной скорости цели в пределах 450—10 000 м и вычисления углов упреждения пуска ракеты, отрабатываемых приводами наведения пусковой установки. В состав аппаратуры входят когерентно-импульсный радиодальномер миллиметрового диапазона волн и аналоговое счетно-решающее устройство. Для определения государственной принадлежности воздушных целей, оборудованных ответчиками типа «Кремний-2», «Кремний-2М», «Пароль» и др., на боевой машине установлен радиозапросчик 1РЛ246-10-2, работающий при наклонной дальности до 12 000 м и высотах от 25 до 5000 м.
На пусковой установке в походном и боевом положениях размещены четыре ракеты в контейнерах, прикрепленных к раме пусковой установки с помощью бугелей. Масса одного контейнера с ракетой 74 кг. Перезаряжание полного боекомплекта производится вручную за три минуты. В боеукладке машины имеются четыре запасные ракеты.
Углы наведения составляют: по вертикали-5°...+80°, при скорости наведения 50 °/сек, а по горизонтали — 360° (100°/сек).
Расчет боевой машины состоит из трех человек: командира, оператора и механика-водителя. Для самообороны на корпусе боевой машины закрепляется 7,62-мм пулемет ПКТ.
Действие комплекса происходит следующим образом: данные целеуказания от пункта управления ПУ-12 или командирской машины «Овод М-СВ» поступают по радио или проводной связи к оператору комплекса, который наводит пусковую установку в направлении цели и с помощью оптического визира 9Ш127 производит точное прицеливание. При автономной работе комплекса цель обнаруживает командир по индикатору радиопеленгатора, а оператор окончательно прицеливается и при попадании цели в нулевое кольцо визира нажимает кнопку «слежение — пуск» до первого упора. При этом открывается передняя крышка контейнера ракеты. После захвата цели головкой самонаведения ракеты радиодальномер начинает излучать зондирующие импульсы, и параллельно с ним запросчик определяет государственную принадлежность цели. После этого происходит пуск, и связь ракеты с машиной прерывается, т.е. реализуется принцип «выстрелил — и забыл».
Комплексы «Стрела-10СВ» вошли в состав зенитных батарей мотострелковых и танковых полков. Причем батареи состоят из взвода ЗРК и взвода «шилок». Взвод первых состоит из одной машины 9А35 и трех 9А34. В качестве командного пункта используется пункт управления ПУ-12 (9С482) на шасси БТР-60ПБ, который предполагалось заменить на унифицированный батарейный командный пункт «Ранжир» (9С737), созданный на шасси МТ-ЛБУ и принятый на вооружение в 1989 году.
В 1977 году начались работы по модернизации комплекса «Стрела-ЮСВ». Модернизация состояла в усовершенствовании головки самонаведения ракеты и аппаратуры ее запуска. Модернизированная головка могла производить селекцию тепло-излучающих целей по траекторным признакам, что позволяло отличить часть инфракрасных ловушек от цели. Испытания модернизированного комплекса проходили с января по май 1978 года на Донгузском полигоне, а на следующий год он был принят на вооружение под названием «Стрела-ЮМ».
В том же 1979 году началась вторая модернизация комплекса. Основной целью ее являлось обеспечение боевыми машинами автоматического приема и отработки данных целеуказания от средств управления полкового звена ПВО. Для этого их оснастили дополнительными радиостанциями Р-123М для приема телекодовой информации. Кроме того, предполагалось обеспечить их плавание с полным боекомплектом (8 ракет.) Для этого пусковые установки оснастили специальными поплавками из пенополиуретана, и комплекс получил возможность запускать ракету даже на плаву.
В июле — октябре 1980 года на том же полигоне были проведены испытания модернизированного образца ЗРК. А в 1981 году комплекс под названием «Стрела-ЮМ2» (9К35М2) приняли на вооружение.
В 1983 году началась третья модернизация «Стрелы-10». В ее состав ввели новую ракету 9МЗЗЗ, которая по сравнению с 9М37М имела улучшенные двигатель и контейнер, новые головку самонаведения, автопилот, неконтактный взрыватель и боевую часть. Неконтактный взрыватель, имевший в два раза больше лазерных импульсных излучателей, формирующих восьмилуче-вую диаграмму направленности, существенно повысил вероятность поражения малоразмерных целей
Ракеты 9МЗЗЗ и 9М37М можно запускать со всех модификаций боевых машин комплекса.
Последняя модификация была принята на вооружение в 1989 году под названием «Стрела-ЮМЗ» (9K35M3).
Организационная структура подразделений, оснащенных «Стрелой-ЮМЗ», осталась без изменений.
ЗРК «Стрела-ЮСВ» широко экспортировалась как в страны-участницы Варшавского договора, так и в развивающиеся страны. Комплекс достаточно успешнр применялся в ходе боевых действий в Ливане и Анголе.
Ближайшим аналогом «стрел» был американский ЗРК «Чапараэл» М730. Он также нес четыре ракеты на гусеничной пусковой установке, но запасных ракет не имел. Головка самонаведения ракеты инфракрасная, а боевая часть — осколочно-фугасная. Были попытки переделать «Чапараэл» во всепогодный комплекс, но успехом они не увенчались. В танковой дивизии США ЗРК «Чапараэл» вместе с 20-мм ЗСУ «Вулкан» входили в состав зенитного дивизиона, в котором было по две батареи ЗРК (24 машины) и ЗСУ. Принципиальным недостатком М730 по сравнению со «Стрелой-10» являлась невозможность ведения стрельбы по встречным целям.
Пусковая установка 9А35 зенитного ракетного комплекса «Стрела-10». На чертеже:
1 — гусеница; 2 — гидроамортизатор; 3 — колесо ведущее; 4 — трос буксировочный;5— пулемет ПКТ; 6— колпак воздухозаборника; 7— башня оператора; 8— рама пусковой установки; 9— контейнер с ракетой; 10 — ограждение; 11 — крюк буксирный; 12— колесо направляющее; 13— каток; 14— крышка трансмиссионного отделения; 15— фара; 16,26 — щитки лобовых стекол; 17— люк командира; 18— площадка технического обслуживания; 19— радиопеленгатор; 20 — жалюзи радиатора; 21 — люк над двигателем; 22 — люк механика-водителя; 23 — антенна радиостанции; 24 — остекление башни; 25 — антенна радиодальномера; 27,37 — щит волноотражательный в опущенном и поднятом положении; 28 — крюк буксирный; 29 — газогенератор; 30 — люки доступа к боеукладке; 31,36 — кормовая решетка в поднятом и опущенном положении; 32 — щиток гидродинамический;33— удлинитель воздухозаборной трубы; 34 — ограждение радиатора; 35 — рама пусковой установки в положении по-походному.
Масса боевой машины, кг:
9А34..............12290
9А35..............12348
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ЗЕНИТНЫХ КОМПЛЕКСОВ |
|||||
Название |
«Стрела- |
«Стрела- |
«Сгрела- |
«Стрела- |
«Чапараэл» |
комплекса |
ЮСВ» |
10М» |
10М2" |
10МЗ" |
|
Индексы: |
|
|
|
|
|
комплекса |
9К35 |
9К35М |
9К35М2 |
9K35M3 |
М730 |
машины |
9А35 и |
9А35М и |
9А35М2 и |
9A35M3 и |
- |
|
9А34 |
9А34 |
9А34М2 |
9A34M3 |
|
ракеты |
9М37 |
9М37М |
9М37М |
9МЗЗЗ |
- |
Год |
|
|
|
|
|
принятия на |
|
|
|
|
|
вооружение |
1976 |
1979 |
1981 |
1989 |
1968 |
Масса, кг: |
|
|
|
|
|
стартовая |
|
|
|
|
|
ракеты |
39,2 |
40 |
40 |
42 |
84 |
боевой |
|
|
|
|
|
части |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
5,0 |
5,0 |
Длина/диаметр |
|
|
|
|
|
ракеты, мм |
2190/120 |
2190/120 |
2190/120 |
2910/120 |
- |
Скорость |
|
|
|
|
|
ракеты |
|
|
|
|
|
(макс./мин,), |
|
|
|
|
|
м/с |
800/360 |
800/360 |
800/360 |
- |
850/- |
Дальность |
|
|
|
|
|
поражения |
|
|
|
|
|
цели, км |
0,8-5,0 |
0,8-5,0 |
0,8-5,0 |
0,8-5,0 |
0,8-6,0 |
Досягаемость |
|
|
|
|
|
по высоте, м: |
|
|
|
|
|
верхняя |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3000 |
нижняя |
25 |
25 |
25 |
10 |
15 |