В августе 2000 г. у побережья Китая, в свободной экономической зоне Шенчжень, появился новый развлекательно-познавательный комплекс.
За входной билет приходится выкладывать по 10 долл., и есть на что посмотреть: это же уникальный авианесущий крейсер «Минск», еще недавно бывший гордостью советского Военно-морского флота...
С авианосцами нам не везло. Правда, в Первую мировую войну Черноморский и Балтийский флоты пополнили несколько гидроавиатранспортов, пер'еоборудованных из торговых судов. Позже разработали несколько вариантов нормальных авианосцев разного водоизмещения, но ни один не построили. Только в конце 60-х гг. на Черноморском флоте появились два противолодочных крейсера-вертолетоносца типа «Москва» (проект 1123). Однако у них выявились недостатки, например — малочисленность авиационной группы, отсутствие самолетов и противокорабельного оружия. Попытки устранить их на последнем корабле этого проекта «Киев» успехом не увенчались, его достройку прервали, а корпус разобрали на стапеле.
И сразу взялись за работу над новым проектом 1143. Корабли этого типа должны были прикрывать свои соединения от ударов с воздуха и из-под воды, обеспечивать развертывание субмарин и действия подводных ракетоносцев в районах их патрулирования, прикрывать десанты, поражать отдельные неприятельские корабли и их соединения. Впрочем, позже боевые задачи ограничили поиском и уничтожением подводных лодок и борьбой с надводными кораблями, да и сам проект не раз корректировали даже в ходе строительства серии. Главным конструктором стал А.В. Маринич, модификациями занимался его коллега В.Ф. Аникеев.
Проект тяжелого авианесущего крейсера рождался с трудом и не только по причине новизны: у военного и политического руководства не было единого мнения, каким быть ему, и тактико-техническое задание на него утвердили только 16 октября 1968 г.
Авианесущие крейсера оснастили противокорабельными крылатыми ракетами П-500 «Базальт». Их разрабатывали с 1963 г. в ОКБ-52, в 1975 г. приняли на вооружение субмарин, а потом крейсеров типа «Слава» (пр. 1164). Четыре спаренные пусковые установки для них расположили в носовой части, перед срезом палубы, еще восемь ракет хранили в предназначенном для того погребе.
Внешне корабли пр 1143 походили на классические авианосцы — та же просторная взлетно-посадочная палуба с угловым скосом влево и «островом» на правом борту. Но авиагруппа первоначально состояла только из 24 противолодочных и спасательных вертолетов Ка-25.
...В 1967 г. в московском аэропорту «Домодедово» состоялся грандиозный воздушный парад. КБ А.С. Яковлева продемонстрировало на нем экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки Як-36. Армейских авиаторов он «не очаровал», зато морские сочли его подходящим на роль палубного (разумеется, после доработок). Вскоре появился легкий штурмовик Як-ЗбМ, переименованный в Як-38. Его-то и приняли для новых кораблей. Для летательных аппаратов устроили ангар с беспил-лерсным перекрытием площадью 3 тыс. м2.
Верхняя палуба (6,2 тыс. м2) с семью взлетно-посадочными площадками и десятью пунктами подготовки техники к полетам была защищена от выхлопных газов (температура до 1000°) стартующих «вертикалок» термостойким покрытием.
Для самообороны корабля предназначались 4 ЗРК двух типов, восемь 30-мм 6-ствольных артиллерийских установок АК-630 с темпом стрельбы 5 тыс. выстрелов в минуту. Спаренные 57-мм универсальные пушки заменили 76-миллиметровыми. Четыре радиолокатора управления огнем дополнили новым, для наблюдения за воздушной обстановкой.
Антенные посты противолодочной гидроакустической станции поместили за звукопроницаемым обтекателем в носовом" бульбе и в буксируемом устройстве.
Силовую установку пр. 1123 удвоили, чтобы возросшее водоизмещение не повлияло на ходовые и маневренные качества. Она стала четы рехвал ьной и включала 4 турбокотельные группы, каждая с двумя главными котлами и турбозубчатым агрегатом. Последние разместили в двух машинных отделениях. Переменный электроток вырабатывали 6 турбо- и 4 дизельге-нератора.
Крейсеры оборудовали боевой информационной управляющей системой с двумя радиолокаторами, с помощью которых наблюдали за воздушной обстановкой, аппаратурой быстрой обработки полученных сведений и выдачи данных для целеуказания. Имелись автоматизированные средства, предназначенные для обеспечения ближней навигации и захода на посадку летательных аппаратов.
В июле 1970 г. на стапеле Николаевского завода, освободившемся после демонтажа недостроенного вертолетоносца «Киев», заложили одноименный крейсер пр. 1143 (спущен на воду в декабре 1972 г., вступил в строй в декабре 1975 г.). Через некоторое время на приспособленной для того «Москве» стали отрабатывать методику взлета и посадок на палубу Як-38. Первым это проделал 18 ноября 1972 г. летчик-испытатель М.С. Дексбах.
После спуска «Киева» на воду на его месте начали строить однотипный «Минск» (спущен на воду в сентябре 1975 г., вступил в строй в сентябре 1978 г.). К испытаниям головного корабля приступили летом 1975 г., тогда же его переклассифицировали в «авианесущий крейсер» В следующем году «Киев» показал флаг в Средиземном море.
В августе 1982 г. вступил в строй корабль проекта 1143.2 «Новороссийск» (заложен в октябре 1975 г., спущен на воду в декабре 1977 г.). При его постройке учли опыт эксплуатации предшественников. Например, довели бортовой авиаотряд до 36 летательных аппаратов, устранили погреб для запасных «базальтов» и установили новый гидроакустический комплекс.
Более существенным переменам подвергся заложенный в феврале 1978 г. «Баку» (проект 1143.4, спущен на воду в апреле 1982 г., вступил в строй в январе 1987 г.), переименованный в 1990 г. в «Адмирал флота Советского Союза Горшков».
На нем улучшили условия базирования и эксплуатации Як-38 (в ожидании новых сверхзвуковых Як-141), которые теперь применялись и для противовоздушной обороны соединений. Для этого уменьшили размеры и облагородили форму «острова», спрямив потоки воздуха, набегающего при движении корабля на взлетно-посадочную палубу.
Число пусковых установок для «базальтов» довели до 12, внедрили 4 новых зенитных комплекса, 76-мм универсальные пушки заменили более мощными, 100-мм.
Корабль получил две новые РЛС, одну — для обнаружения низколетящих объектов и надводных целей. Другая РЛС программного кругового обзора с управлением энергией в двух плоскостях позволила операторам одновременно вести несколько целей. Некоторые
радары систем обеспечения ближней навигации и управления полетами бортовой авиагруппы оснастили неподвижными фазированными антенными решетками, причем часть их встроили в корабельные конструкции, обеспечив круговой обзор.
Вместо двух 12-ствольных реактивных бомбометов поставили столько же ПУ более эффективного автоматизированного ракетного противоторпедного комплекса. Приняли меры для защиты важных для корабля, а также взрыво- и пожароопасных частей на случай попадания крылатых ракет.
В 1987 г. «Баку» завершил испытания. А вскоре после этого прекратили производство одной из составляющих его вооружения — самолетов Як-38 — и в 1990 г. корабль вывели в резерв
Как известно, корабли нуждаются в периодических плановопредупредительных ремонтах, чтобы «поддерживать себя в форме», тем самым продлевая сроки службы. Однако в середине 80-х гг. в нашей стране провозгласили «перестройку» и едва ли не первым делом урезали ассигнования Министерству обороны и, разумеется, военно-морскому флоту. Морякам пришлось резко сократить расходы на жизнеобеспечение экипажей, топливо и многое другое, в том числе на ремонты Корабли застыли на базах.
А для «Киева» и его собратьев положение усугубилось еще и тем, что Николаевский завод, где они строились и чинились, стал зарубежным, и Киев мгновенно взвинтил цены за техническое обслуживание бывших соотечественников. И произошло то, что следовало ожидать.
«Киев» в 1991 г. поставили на ремонт на другой верфи, но тот не состоялся и крейсер, пробывший в строю каких-то 14 лет, в мае 2000 г. продали на слом в Китай. В 1993 г. опять-таки из-за отсутствия средств на очередное «омоложение» из списков флота исключили «Минск» и «Новороссийск» и отправили за границу для разделки, забыв снять с них часть секретного оборудования
Китайцы не пустили купленный по цене металлолома «Минск» на сломовую верфь, а, как мы уже знаем, поставили на якорь, соединили его носовую часть с берегом 90-метровым мостиком. Переодетый в советскую флотскую форму персонал показывает посетителям командный пункт, боевую и штурманскую рубки, ходовой мостик, пусковые установки «базальтов», зенитные и противолодочные ракетные комплексы, две торпеды и два аппарата для стрельбы ими, истребитель МиГ-23 и пару камовских вертолетов. В специально устроенном для гостей кинозале можно посмотреть фильмы о «Минске», а в ларьках купить книги и альбомы об истории нашего военно-морского флота, фотографии и модели советских боевых кораблей.
Кстати, китайцы не пожалели юаней ни на переоборудование крейсера, ни на его ремонт перед этим, ведь «Минск» изрядно обветшал во время вынужденного простоя...
А наш «Адмирал флота Советского Союза Горшков» почти полтора десятилетия простоял у стенки Мурманского судоремонтного завода, но это предприятие так и не получило денег, чтобы привести его в порядок.
С 1994 г. обсуждается возможность продажи «Горшкова» Индии — с предварительными ремонтом и переделкой его в «чистый», без ударного ракетного вооружения, авианосец. В декабре 2003 г. этот вопрос был решен.
Первый Российский авианосец "Адмирал Кузнецов"
В Советском Союзе Севастополь был главной базой Краснознаменного Черноморского флота и в нем, как и на других объектах такого рода,поддерживался специфический режим. Например, посторонние могли приехать сюда только по полученному в милиции разрешению, а горожанам, в отличие от жителей обычных портовых городов, не сообщалось о приходе и уходе кораблей.
Тем не менее утром 27 октября 1989 г. на набережных собрались севастопольцы, наблюдавшие за огромным боевым кораблем (таких здесь еще не бывало), медленно входившим в бухту.
— Авианосец! — восхищенно произнес один из зрителей.
— Наконец-то... — отозвался другой.
В 1970—1987 гг. Черноморский судостроительный завод в Николаеве сдал Военно-морскому флоту четыре тяжелых авианесущих крейсера (ТАКР) проекта 1143 (типа «Киев», см. «ТМ» № 2 за 2004 г.). Поскольку в устройство очередных кораблей вносили улучшения, каждый раз к индексу проекта добавляли порядковый номер, например «Баку» — 1143.4.
Вместе с тем, в 1973 г. составили задание на более крупный ТАКР водоизмещением 75000 т с 60—80 летательными аппаратами, но, по разным причинам, дальше замысла дело не пошло. Зато решили, что следующий корабль серий — шифр «Орлан», будет уже с горизонтальным взлетом — с паровых катапульт и посадкой приспособленных для этого истребителей Су-27, МиГ-29, а также штурмовиков Су-25, устаревшие «вертикапки» Як-38 заменят усовершенствованными Як-41, бортовой авиаотряд из 50 единиц дополнят вертолетами дальнего радиолокационного дозора. Водоизмещение ограничили 65000 т, но в 1980 г. его рекомендовали уменьшить, а для сокращения разбега взлетающих самолетов вместо намеченных катапульт в носовой части взлетно-посадочной палубы сделать трамплин, как было на английских авианосцах типа «Инвинсибл».
В 1981 — 1982 гг. в Крыму, близ Саки, на специальном наземном тренировочном комплексе «Нитка», оборудованном таким стартовым устройством, отрабатывали укороченный взлет истребителей Су-27 и МиГ-29, а с 1983 г. осваивали сокращение послепосадочного пробега с помощью аэрофинишеров.
В марте 1987 г. совершил первый полет новый самолет вертикального взлета и посадки Як-141, обладавший мощным вооружением и сверхзвуковой скоростью, которым собирались заменить предыдущие «вертикапки». Причиной закрытия этой перспективной программы стала отнюдь не авария в октябре 1991 г. одной из машин на палубе «Адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова» (бывший «Баку»)...
Разработку проекта 1143.5 следующего корабля серии вели под руководством В.Ф. Аникеева. И внешне, и по тактико-техническим характеристикам он настолько отличался от предшественников, что мог быть отнесенным к новому типу.
На верхней палубе площадью 14700 м2 и шириной 65—75 м предусмотрели две взлетные полосы длиной по 90 м и одну в 180 м. Они завершались носовым трамплином длиной 51 м с углом подъема 12,5°. По левому борту разместили площадки для вертолетов.
В кормовой части смонтировали оптическую систему «Луна». Ее фонари с узко направленными лучами помогали летчикам правильно зайти на посадку.
Под верхней палубой расположен ангар длиной 183, шириной 29,4, высотой 7,5 м и площадью 3980 м2. Из него самолеты и вертолеты доставлялись наверх двумя подъемниками грузоподъемностью по 40 т, находящимися по правому борту перед и за 12-ярусным 32-м «островом». Чтобы освободить верхнюю палубу, его чуть сместили к корме и на 16 м — к правому борту, установив на спонсоне.
Поскольку новый корабль задумывался более крупным, на нем удалось увеличить погреба боезапаса, оборудовать их восьмью лифтами, внедрить более емкие цистерны для авиационного топлива, а также усилить наступательное и оборонительное вооружение.
В частности, вместо «базальтов» приняли новый комплекс оперативно-тактического назначения с 12 противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит» (см. «ТМ» №9 за 2000 г). Их разместили в контейнерных пусковых установках с герметичными, бронированными крышками в носовой части, заподлицо с взлетно-посадочной палубой — в походном положении они не мешают разбегающимся самолетам.
ТАКР проекта 1143.5 обладает и разнообразным, мощным и эффективным оборонительным вооружением. К нему относятся смонтированные на спонсонах пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал», разработанного в 80-е гг. специалистами научно-производственного объединения «Альтаир». Он оснащен радиолокационной станцией обнаружения морских и воздушных целей на дистанции до 25 км, которая оборудована фазированной антенной решеткой и быстродействующей, сдублированной электронно-вычислительной машиной. «Кинжал» способен одновременно держать под обстрелом 4 объекта, направляя на них 8 одноступенчатых ракет вертикального старта 9М-330, унифицированных с армейскими «Торами» и управлять огнем 30-мм 6-ствольных артиллерийских установок АК-630.
Зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» 2М87 создали в 70-е гг в тульском Конструкторском бюро приборостроения для поражения целей на высотах 15—3500 м двухступенчатыми твердотопливными ракетами 9М34 с осколочно-стержневыми боевыми частями. Ракеты дополнены двумя 30-мм пушками с баллистикой и боеприпасами АК-630. Захватив цель, «Кортик» выпускает с дистанции 1500 — 8000 м ракеты, а с 500 — 1500 м в бой вступают суперскорострелки. Восемь шестиствольных АК-630М находятся на кормовых и носовых спонсонах.
Для борьбы с подводными лодками служат два 12-ствольных реактивных бомбомета, а часть гидроакустической аппаратуры размещена в носовом бульбовом выступе.
Котлотурбинная главная энергетическая установка подобна примененной на проекте 1143.4, только она с 4 новыми котлами с повышенной до 115 т/ч (против 95 т/ч у прежних) производительностью пара.
Живучесть и непотопляемость обеспечивается подводной конструктивной защитой — глубина бортовой достигает 4,5— 5 м. Корабль удерживается на плаву даже при затоплении пяти смежных отсеков, занимающих до 20% длины корпуса. Надводная защита состоит из межотсечных экранов, выполненных из композиционных материалов (сталь — стеклопластик — сталь) и высокопрочной стали.
...1 апреля 1982 г. на стапеле Черноморского судостроительного завода заложили головной ТАКР проекта 1143.5, получивший название «Рига», впрочем 26 ноября его переименовали в «Леонид Брежнев».
6 декабря 1985 г. корпус первого отечественного, по сути настоящего авианосца спустили на воду, а 11 августа 1987 г. он, стоя еще у достроечной стенки, стал именоваться «Тбилиси».
В октябре 1989 г. корабль впервые направился в море. Любопытно, что на верхней палубе поставили макет Як-38, наверное, чтобы ввести в заблуждение заморских соглядатаев. На «самом малом» вышли из Днепробугского лимана, на траверзе острова Березань встретили танкер с топливом и водолей, заправились и утром 27-го прибыли в Севастополь. Затем приступили к испытанию бортовых механизмов и систем.
Тем временем к посадкам на «Тбилиси» готовились летчики Т.О. Аубакиров, И.В. Вотинцев, В.Г. Пугачев и их коллеги. А в конструкторских бюро создали палубные варианты МиГ-29К, Су-27К и учебно-тренировочного Су-25К.
Завершив тренировки на «Нитке», летчики принялись работать в море. Сначала они имитировали заход на посадку, снижались почти до уровня палубы, проносились над нею, «давали газ» и уходили в набор высоты. И только 1 ноября Пугачев первым посадил Су-27К на авианосец. Его примеру последовали товарищи, потом освоили взлеты с палубы. Кстати, с 5 октября 1990 г. корабль стал «Адмиралом флота Советского Союза Н.Г. Кузнецовым», в честь наркома и министра ВМФ в 1939— 1946 гг. и его главнокомандующего в 1953—1955 гг.
25 декабря 1990 г. ТАКР поднял флаг и вступил в строй, а в следующем году совершил переход на Северный флот. Вскоре на нем стали вести службу прошедшие переподготовку строевые летчики морской авиации.
...После спуска на воду головного корабля следующий унаследовал не только освободившийся стапель, но и имя собственное. «Ригу-2» заложили 6 декабря 1985 г., в конструкцию «острова» внедрили новые зенитно-ракетный комплекс и радиолокационное оборудование. 25 ноября 1988 г. крейсер спустили на воду, а в августе 1990 г. ему присвоили название «Варяг».
Некоторые моряки уверены, что переименование ничего хорошего кораблю не сулит — как не разбившаяся бутылка шампанского при спуске. Если график строительства головного ТАКРа в общем выдерживался, то «Варягу» не повезло — разразилась «перестройка», в первую очередь более-менее отлаженного народного хозяйства и зачастили срывы поставок комплектующих, к тому же обретшие независимость от центра предприятия принялись надувать цены на свою продукцию. Если, по масштабам 1991 г., строительство «Кузнецова» обошлось в 650 млн руб., то к следующему году на «Варяга» пришлось истратить 1,4 млрд. Тогда же Министерству обороны урезали финансирование и Военно-морской флот был вынужден приостановить платежи николаевскому заводу за строящиеся корабли. В 1992 г. прекратили работы на «Варяге», находившемся в 70% готовности, и его объявили временно законсервированным.
В 1995 г. корабль официально вывели из состава Военно-морского флота РФ и передали заводу в счет долгов Минобороны. Новые хозяева через некоторое время продали корпус авианосца в Китай.
Но «Варяг» не исчез из списков российского Военно-морского флота. Это имя присвоили ракетному крейсеру, который в 1982 г., при зачислении в списки флота, назвали в честь погибшего в годы Великой Отечественной войны легкого крейсера «Червона Украина»...
Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов»:
водоизмещение стандартное — 55000 т, полное - 70500 т, скорость -32уз., вооружение: 12ПУПКР«Гранит», 4x6ЗРК«Кинжал» (192ракеты), 8 ЗРАК «Кортик», 8х6х30-ммАУАК-630М, 2х 12РБ, авиаподразделение: 24 самолета Су-27К, МиГ-29К, Су-25УТГ, 42 вертолета Ка-27 — противолодочных, спасательных, радиолокационного дозора, мощность силовой установки — 200000 л.с., дальность плавания — 8000 миль, длина — 304,5 мм, ширина — 38 м (по корпусу), V-осадка — 10,5м
Игорь БОЕЧИН