В начале 1960-х гг. английский Королевский флот располагал остатками былой мощи, в том числе пятью ударными авианосцами, водоизмещением 27000 - 54000 т и двумя десантными, по 27300 т. Почти все они были начаты постройкой во Вторую мировую войну, закончены после нее, модернизировались и все же вскоре попали в разряд безнадежно устаревших. Их должны были сменить новые корабли этого класса.
Конечно, можно было возобновить строительство классических авианосцев, и на 1966 г. наметили закладку «Фьюриеса» (53340 т), но такие плавучие аэродромы стали не по карману Великобритании; или пополнить флот входившими в моду вертолетоносцами — они и размерами поменьше, и ценою подешевле. Англичане предпочли пойти своим путем.
...Обычно сначала создавался авианесущий корабль, затем (или одновременно) для него разрабатывали специальные или переоборудовали серийные самолеты. Но в это время английские конструкторы создали удачный боевой самолет «Харриер». Поворачивая вниз четыре сопла турбореактивного двигателя «Пегас», летчик мог взлетать и садиться вертикально или с очень небольшим разбегом. Новая машина впервые в своем классе несла приличную боевую нагрузку.
Им заинтересовались армейцы, а за ними и моряки, для которых подготовили палубную модификацию «Си Харриер», которую можно было применять в качестве истребителя-перехватчика и штурмовика. «Вертикалки» ничто не мешало размещать и на обычных авианосцах, но в Адмиралтействе сочли за лучшее построить для них специальные корабли, на которых нашлось бы место и вертолетам разного назначения.
Еще в 1962 г. англичане приступили к проектированию авианосцев нового типа, предназначенных для охраны судоходства на морских и океанских коммуникациях, борьбы с подводными лодками и высадки десантов. Их задумали оснастить «Си Харриерами» для нанесения бомбовых и ракетных ударов по надводным и наземным целям, противолодочным вертолетам и самолетам дальней радиолокационной разведки. Когда к двум «штатным» 30-мм пушкам «Си Харриеров» добавляли четыре управляемые ракеты «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух», эти машины превращались в истребители.
Конструктивно корабли выполнили гладкопалубными, с высоким надводным бортом. По правому борту располагался традиционный, но удлиненный «остров» с ходовым мостиком, рубками, постами управления системами, вооружением, полетами палубной авиации, противопожарным оборудованием, радио- и радиолокационными антеннами и двумя широкими дымовыми трубами.
На взлетно-посадочной палубе длиной 168 и шириной 12,2 м предусмотрели шесть площадок для старта самолетов и вертолетов. Англичане отказались от обычных для авианосцев громоздких катапульт, ускоряющих и сокращающих разбег взлетающих самолетов, а по левому борту, в носовой части палубы, устроили подъем под углом 7° — своеобразный трамплин для стартующих с полной нагрузкой «Си Харриеров», чтобы избежать перерасхода топлива при вертикальном подъеме.
Ангарная палуба с расширением впереди предназначалась для хранения летательных аппаратов. Предусматривалась ее модернизация перед перевооружением кораблей на самолеты новых типов. При возникновении пожара она разделялась огнестойкими, герметичными шторами на три изолированные отсека. Рядом с ней устроили мастерские для обслуживания авиатехники, оборудования и вооружения, а по бортам, за «висячими» — не доходившими до днища переборками, разместили две промежуточные палубы и трубопроводы.
По бокам ангарной палубы проделали вырезы с площадками для корабельных катеров. Британские специалисты разработали новые самолетоподъемники с гидравлическими приводами, которые получились вдвое легче обычных.
Ниже находились жилые помещения, столовые и сквозной проход по всему кораблю, под ними были кубрики для моряков и авиаспециалистов.
Для обеспечения живучести машинное отделение разместили в двух эшелонах, каждый состоял из пары отсеков. В них установили новинку для того времени — газовые турбины типа «Олимпус ТМ38», спроектированные инженерами компании «Роллс-Ройс», работавшие на реверсивные редукторы. Для их подъема при необходимости на верхнюю палубу предусмотрели шахты. В 1982 г., при походе к Фолклендским островам, на «Инвинсибле» за пять суток через такую на ходу извлекли выработавшую ресурс турбину и заменили новой. Кроме того, имелись восемь дизель-генераторов общей мощностью 14 тыс. кВт. Все механизмы смонтировали на рамах с амортизирующими устройствами.
Непотопляемость кораблей должны были обеспечивать двойное дно, продольные переборки и бортовые цистерны для топлива. Две пары неубирающихся бортовых рулей уменьшали размах качки и предотвращали заливание верхней палубы в свежую погоду.
Согласно проекту, радиотехническое оборудование каждого нового авианосца должно было состоять из спутниковой и автоматизированной систем обработки информации и обмена ею «Линк-11» и «Линк-14» и средств связи компании «Маркони», радиолокационных станций — обнаружения воздушных целей на расстоянии 265 км; надводных кораблей; навигационной и двух, служащих для управления огнем оборонительного вооружения. Поиск подводных лодок осуществлялся подкильной гидроакустической станцией, работающей в активном режиме.
Корабли оснастили средствами радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы. В составе авиационной группы было восемь-девять «Си Харриер», девять противолодочных вертолетов «Си Кинг» HAS.5 и три «Си Кинга» ABW.2 дальнего радиолокационного обнаружения. Последние в 90-х гг. собирались заменить усовершенствованными «Мерлинами» ЕН-101. Состав авиагруппы мог меняться.
...14 апреля 1973 г. компания «Виккерс» в Барроуин-Фирнесс получила заказ на строительство головного авианосца и 20 июля корпус R05 «Инвинсибл» заложили на стапеле, 3 мая 1977 г. спустили на воду и 11 июля 1980 г. корабль зачислили в состав Королевского флота. Его оборонительное вооружение состояло из зенитноракетного комплекса «Си Дарт» (боекомплект 36 ракет, досягаемость 40 км), трех 30-мм зенитно-артиллерийских установок «Голкипер» (4200 выстрелов в минуту), двух 6-ствольных 20-мм пушек «Вулкан-Фаланкс» с темпом стрельбы 3000 выстрелов в минуту. Позже состав вооружения менялся.
7 октября 1976 г. на верфи «Сван Хантер» в Уэллсэнде началось строительство R06 «Илластриес», 1 декабря 1978 г. его спустили на воду и 20 июня 1982 г. ввели в строй.
14 декабря 1978 г. на том же предприятии заложили R07 «Арк Ройаль» (спущен 2 июня 1981 г., поднял флаг 1 ноября 1985 г.). У него угол подъема носовой рампы (трамплина) увеличили до 12°, зенитно-ракетный комплекс сместили к корме, число 20-мм «Вулкан-Фаланксов» довели до трех, установили 30-мм пушку «Эрликон», внедрили конструктивные усовершенствования — длина корабля возросла до 209,1 , ширина до 36 м, а водоизмещение достигло 20000 т. «Илластриес» и «Арк Ройаль» еще строились, а их старший собрат успел получить боевое крещение.
В 1982 г. Аргентина заявила о претензиях на Фолклендские (Мальвинские) острова, захваченные Англией еще в 1833 г., направила к ним боевые корабли и высадила десанты^ Британцы послали туда через Атлантику, группу кораблей, в том числе авианосцы «Гермес» и «Инвинсибл», на которых было 20 «Си Харриеров», кроме них, в боях участвовали и армейские «Харриеры» и другие самолеты.
Британская авиация блокировала аэродромы противника, днем и ночью атаковала его на суше и в океане, поддерживала действия морской пехоты, при этом показала полное превосходство над неприятелем в выучке и тактике. Например, летчики «Си Харриеров» выработали и успешно применяли новый прием — заметив нагоняющий их аргентинский истребитель или приближающуюся с хвоста ракету, они изменяли вектор тяги силовой установки, их самолет как бы подскакивал или тормозился, уклоняясь от ракеты и пропуская вперед противника. После этого оставалось только занять выгодное для атаки положение. В боях над Фолклендскими островами только «Си Харриеры» записали на свой счет 23 аргентинских самолета.
После конфликта на авианосцах типа «Инвинсибл» сочли необходимым увеличить количество скорострельных зенитных пушек калибром 20 и 30 мм, оказавшихся весьма эффективным средством поражения низколетящих самолетов и противокорабельных ракет.
В 1986—1989 гг. «Инвинсибл» прошел очередной ремонт и, одновременно, модернизацию. Подъем носовой рампы довели до 12° (как было на «Арк Ройаль»), ангар увеличили, чтобы размещать в нем вертолеты «Мерлин», установили новые радиолокатор, гидроакустическую аппаратуру, системы связи, на 50% нарастили вместимость погребов для торпед, бомб и цистерн для авиационного топлива. После этого водоизмещение корабля возросло на 600 т, что, впрочем, не сказалось на его ходовых и маневренных качествах
В 1989 г. авианосцы этого типа ввели в состав 3-й флотилии надводных кораблей Королевского флота. Два находились в строю, третий в резерве или ремонте. В 1991 г. на «омоложение» поставили «Илластриес», усилив его оборонительное вооружение четырьмя зенитноракетными комплексами «Си Вульф» с радиолокаторами управления стрельбой, ангар приспособили для базирования многоцелевых вертолетов. В десантном варианте корабль принимал вместо противолодочных 16 транспортных вертолетов и усиленный батальон морской пехоты.
А что же дальше, кто последует за «Инвинсиблами»? Еще в 1989 г., на 10-й выставке военно-морской техники в Портсмуте, компания «Виккерс» представила проект авианесущего корабля водоизмещением 20 000 т, разработанного на основе корпуса коммерческого судна. Его предполагалось оснастить «Си Харриерами», тяжелыми вертолетами, зенитными ракетными комплексами «Си Вульф» с вертикальными пусковыми установками и артиллерийскими «Голкипер».
Нелишне напомнить, что 25 мая 1982 г. аргентинские летчики потопили вспомогательный авианосец «Атлантик конвейер», с которого уходили на боевые задания «Си харриеры» и вертолеты. Англичане получили его, переделав обычный контейнеровоз, в частности, усилив палубу. Что же, истории свойственно повторяться..
Английский легкий авианосец типа «Инвинсибл»:
Водоизмещение стандартное — 16000 т, полное — 19500 т, скорость — 28 узлов, вооружение: 8—9 самолетов «Си Харриер», до 14 вертолетов «Си Кинг», два спаренных ЗРК «Си Дарт», две 6-ствольные 20-мм артустановки «Вулкан-Фапанкс», три 30-мм артсистемы «Голкипер», две 20-мм зенитные пушки «Эрликон», мощность силовой установки — 11 2000 л.с., дальность плавания — 5000 миль, длина — 206,6 м (по ватерлинии 192,8 м), ширина — 31,9 м (27,5 м), осадка — 6,4— 8 м, высота борта — 21,5м. Экипаж — 666 моряков и 402 человека летнотехнического состава
Игорь БОЕЧИН
Техника-Молодёжи, №4'2004