ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

Авианосцы типа Invincible

Авианосцы типа Invincible
посмотреть галерею

В начале 1960-х гг. английский Королевский флот располагал остатками былой мощи, в том числе пятью ударными авианосцами, водоизмещением 27000 - 54000 т и двумя десантными, по 27300 т. Почти все они были начаты постройкой во Вторую мировую войну, закончены после нее, модернизировались и все же вскоре попали в разряд безнадежно устаревших. Их должны были сменить новые корабли этого класса.

Конечно, можно было возобновить строительство классических авианосцев, и на 1966 г. наметили закладку «Фьюриеса» (53340 т), но такие плавучие аэродромы стали не по карману Великобритании; или пополнить флот входившими в моду вертолетоносцами — они и размерами поменьше, и ценою подешевле. Англичане предпочли пойти своим путем.

...Обычно сначала создавался авианесущий корабль, затем (или одновременно) для него разрабатывали специальные или переоборудовали серийные самолеты. Но в это время английские конструкторы создали удачный боевой самолет «Харриер». Поворачивая вниз четыре сопла турбореактивного двигателя «Пегас», летчик мог взлетать и садиться вертикально или с очень небольшим разбегом. Новая машина впервые в своем классе несла приличную боевую нагрузку.

Им заинтересовались армейцы, а за ними и моряки, для которых подготовили палубную модификацию «Си Харриер», которую можно было применять в качестве истребителя-перехватчика и штурмовика. «Вертикалки» ничто не мешало размещать и на обычных авианосцах, но в Адмиралтействе сочли за лучшее построить для них специальные корабли, на которых нашлось бы место и вертолетам разного назначения.

Еще в 1962 г. англичане приступили к проектированию авианосцев нового типа, предназначенных для охраны судоходства на морских и океанских коммуникациях, борьбы с подводными лодками и высадки десантов. Их задумали оснастить «Си Харриерами» для нанесения бомбовых и ракетных ударов по надводным и наземным целям, противолодочным вертолетам и самолетам дальней радиолокационной разведки. Когда к двум «штатным» 30-мм пушкам «Си Харриеров» добавляли четыре управляемые ракеты «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух», эти машины превращались в истребители.

Конструктивно корабли выполнили гладкопалубными, с высоким надводным бортом. По правому борту располагался традиционный, но удлиненный «остров» с ходовым мостиком, рубками, постами управления системами, вооружением, полетами палубной авиации, противопожарным оборудованием, радио- и радиолокационными антеннами и двумя широкими дымовыми трубами.

На взлетно-посадочной палубе длиной 168 и шириной 12,2 м предусмотрели шесть площадок для старта самолетов и вертолетов. Англичане отказались от обычных для авианосцев громоздких катапульт, ускоряющих и сокращающих разбег взлетающих самолетов, а по левому борту, в носовой части палубы, устроили подъем под углом 7° — своеобразный трамплин для стартующих с полной нагрузкой «Си Харриеров», чтобы избежать перерасхода топлива при вертикальном подъеме.

Ангарная палуба с расширением впереди предназначалась для хранения летательных аппаратов. Предусматривалась ее модернизация перед перевооружением кораблей на самолеты новых типов. При возникновении пожара она разделялась огнестойкими, герметичными шторами на три изолированные отсека. Рядом с ней устроили мастерские для обслуживания авиатехники, оборудования и вооружения, а по бортам, за «висячими» — не доходившими до днища переборками, разместили две промежуточные палубы и трубопроводы.

По бокам ангарной палубы проделали вырезы с площадками для корабельных катеров. Британские специалисты разработали новые самолетоподъемники с гидравлическими приводами, которые получились вдвое легче обычных.

Ниже находились жилые помещения, столовые и сквозной проход по всему кораблю, под ними были кубрики для моряков и авиаспециалистов.

Для обеспечения живучести машинное отделение разместили в двух эшелонах, каждый состоял из пары отсеков. В них установили новинку для того времени — газовые турбины типа «Олимпус ТМ38», спроектированные инженерами компании «Роллс-Ройс», работавшие на реверсивные редукторы. Для их подъема при необходимости на верхнюю палубу предусмотрели шахты. В 1982 г., при походе к Фолклендским островам, на «Инвинсибле» за пять суток через такую на ходу извлекли выработавшую ресурс турбину и заменили новой. Кроме того, имелись восемь дизель-генераторов общей мощностью 14 тыс. кВт. Все механизмы смонтировали на рамах с амортизирующими устройствами.

Непотопляемость кораблей должны были обеспечивать двойное дно, продольные переборки и бортовые цистерны для топлива. Две пары неубирающихся бортовых рулей уменьшали размах качки и предотвращали заливание верхней палубы в свежую погоду.

Согласно проекту, радиотехническое оборудование каждого нового авианосца должно было состоять из спутниковой и автоматизированной систем обработки информации и обмена ею «Линк-11» и «Линк-14» и средств связи компании «Маркони», радиолокационных станций — обнаружения воздушных целей на расстоянии 265 км; надводных кораблей; навигационной и двух, служащих для управления огнем оборонительного вооружения. Поиск подводных лодок осуществлялся подкильной гидроакустической станцией, работающей в активном режиме.

Корабли оснастили средствами радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы. В составе авиационной группы было восемь-девять «Си Харриер», девять противолодочных вертолетов «Си Кинг» HAS.5 и три «Си Кинга» ABW.2 дальнего радиолокационного обнаружения. Последние в 90-х гг. собирались заменить усовершенствованными «Мерлинами» ЕН-101. Состав авиагруппы мог меняться.

...14 апреля 1973 г. компания «Виккерс» в Барроуин-Фирнесс получила заказ на строительство головного авианосца и 20 июля корпус R05 «Инвинсибл» заложили на стапеле, 3 мая 1977 г. спустили на воду и 11 июля 1980 г. корабль зачислили в состав Королевского флота. Его оборонительное вооружение состояло из зенитноракетного комплекса «Си Дарт» (боекомплект 36 ракет, досягаемость 40 км), трех 30-мм зенитно-артиллерийских установок «Голкипер» (4200 выстрелов в минуту), двух 6-ствольных 20-мм пушек «Вулкан-Фаланкс» с темпом стрельбы 3000 выстрелов в минуту. Позже состав вооружения менялся.

7 октября 1976 г. на верфи «Сван Хантер» в Уэллсэнде началось строительство R06 «Илластриес», 1 декабря 1978 г. его спустили на воду и 20 июня 1982 г. ввели в строй.

14 декабря 1978 г. на том же предприятии заложили R07 «Арк Ройаль» (спущен 2 июня 1981 г., поднял флаг 1 ноября 1985 г.). У него угол подъема носовой рампы (трамплина) увеличили до 12°, зенитно-ракетный комплекс сместили к корме, число 20-мм «Вулкан-Фаланксов» довели до трех, установили 30-мм пушку «Эрликон», внедрили конструктивные усовершенствования — длина корабля возросла до 209,1 , ширина до 36 м, а водоизмещение достигло 20000 т. «Илластриес» и «Арк Ройаль» еще строились, а их старший собрат успел получить боевое крещение.

В 1982 г. Аргентина заявила о претензиях на Фолклендские (Мальвинские) острова, захваченные Англией еще в 1833 г., направила к ним боевые корабли и высадила десанты^ Британцы послали туда через Атлантику, группу кораблей, в том числе авианосцы «Гермес» и «Инвинсибл», на которых было 20 «Си Харриеров», кроме них, в боях участвовали и армейские «Харриеры» и другие самолеты.

Британская авиация блокировала аэродромы противника, днем и ночью атаковала его на суше и в океане, поддерживала действия морской пехоты, при этом показала полное превосходство над неприятелем в выучке и тактике. Например, летчики «Си Харриеров» выработали и успешно применяли новый прием — заметив нагоняющий их аргентинский истребитель или приближающуюся с хвоста ракету, они изменяли вектор тяги силовой установки, их самолет как бы подскакивал или тормозился, уклоняясь от ракеты и пропуская вперед противника. После этого оставалось только занять выгодное для атаки положение. В боях над Фолклендскими островами только «Си Харриеры» записали на свой счет 23 аргентинских самолета.

После конфликта на авианосцах типа «Инвинсибл» сочли необходимым увеличить количество скорострельных зенитных пушек калибром 20 и 30 мм, оказавшихся весьма эффективным средством поражения низколетящих самолетов и противокорабельных ракет.

В 1986—1989 гг. «Инвинсибл» прошел очередной ремонт и, одновременно, модернизацию. Подъем носовой рампы довели до 12° (как было на «Арк Ройаль»), ангар увеличили, чтобы размещать в нем вертолеты «Мерлин», установили новые радиолокатор, гидроакустическую аппаратуру, системы связи, на 50% нарастили вместимость погребов для торпед, бомб и цистерн для авиационного топлива. После этого водоизмещение корабля возросло на 600 т, что, впрочем, не сказалось на его ходовых и маневренных качествах

В 1989 г. авианосцы этого типа ввели в состав 3-й флотилии надводных кораблей Королевского флота. Два находились в строю, третий в резерве или ремонте. В 1991 г. на «омоложение» поставили «Илластриес», усилив его оборонительное вооружение четырьмя зенитноракетными комплексами «Си Вульф» с радиолокаторами управления стрельбой, ангар приспособили для базирования многоцелевых вертолетов. В десантном варианте корабль принимал вместо противолодочных 16 транспортных вертолетов и усиленный батальон морской пехоты.

А что же дальше, кто последует за «Инвинсиблами»? Еще в 1989 г., на 10-й выставке военно-морской техники в Портсмуте, компания «Виккерс» представила проект авианесущего корабля водоизмещением 20 000 т, разработанного на основе корпуса коммерческого судна. Его предполагалось оснастить «Си Харриерами», тяжелыми вертолетами, зенитными ракетными комплексами «Си Вульф» с вертикальными пусковыми установками и артиллерийскими «Голкипер».

Нелишне напомнить, что 25 мая 1982 г. аргентинские летчики потопили вспомогательный авианосец «Атлантик конвейер», с которого уходили на боевые задания «Си харриеры» и вертолеты. Англичане получили его, переделав обычный контейнеровоз, в частности, усилив палубу. Что же, истории свойственно повторяться..

 Английский легкий авианосец типа «Инвинсибл»:

Английский легкий авианосец типа «Инвинсибл»:

Водоизмещение стандартное — 16000 т, полное — 19500 т, скорость — 28 узлов, вооружение: 8—9 самолетов «Си Харриер», до 14 вертолетов «Си Кинг», два спаренных ЗРК «Си Дарт», две 6-ствольные 20-мм артустановки «Вулкан-Фапанкс», три 30-мм артсистемы «Голкипер», две 20-мм зенитные пушки «Эрликон», мощность силовой установки — 11 2000 л.с., дальность плавания — 5000 миль, длина — 206,6 м (по ватерлинии 192,8 м), ширина — 31,9 м (27,5 м), осадка — 6,4— 8 м, высота борта — 21,5м. Экипаж — 666 моряков и 402 человека летнотехнического состава

 

Игорь БОЕЧИН
Техника-Молодёжи, №4'2004

 

Авианосцы типа InvincibleАвианосцы типа InvincibleАвианосцы типа InvincibleАвианосцы типа InvincibleАвианосцы типа InvincibleАвианосцы типа InvincibleАвианосцы типа InvincibleАвианосцы типа InvincibleАвианосцы типа InvincibleАвианосцы типа Invincible
в начало статьи

Смотрите также

  • СВВП Харриер
  • Тем временем в СССР
  • Харриер на продажу
  • Харриер на службе Её Величества
  • Харриер. Третья молодость
  • Харриер II
  • Несостоявшийся "Усовершенствованный Харриер"
  • Морской Харриер
  • От Беарна до Клемансо (авианосцы Франции)
  • Американский Харриер
  • Харриер Спарка
  • СВВП Харриер
  • Ударные авианосцы США
  • Вертикальный взлёт
  • Вертикальный взлёт

Случайные статьи

Тяжёлый монитор "Хасан"

Тяжёлый монитор "Хасан"

Меркава из Израиля (основной танк Merkava Mk.4)

основной танк Merkava Mk.4

Летающий Ятаган (стратегический бомбардировщик Handley Page Victor)

стратегический бомбардировщик Handley Page Victor

Атакуют "Крылатые танки" (Штурмовик Ил-2)

Штурмовик Ил-2

Тяжелый самоходный миномёт 2С4 Тюльпан

Тяжелый самоходный миномёт 2С4 Тюльпан

Самоходки на колёсах

Колесная САУ Дана

Истребитель с индексом "Р" (истребитель-разведчик Як-9Р)

Як-9Р

Стремительный "Мосси" (бомбардировщик "Москито")

бомбардировщик "Москито"

Стандартный танк НАТО (основной боевой танк Бундесвера Leopard 1)

основной боевой танк Бундесвера Leopard 1

И-180: воссоздание облика

И-180

F-9F Panther - самый массовый палубный истребитель

F-9F Panther

В разведку - на бомбардировщике (бомбардировщик Ту-2)

бомбардировщик Ту-2

Королевская кобра (истребитель P-63 Kingcobra)

P-63 Kingcobra

Над всей Испанией безоблачное небо (истребитель Heinkel He-51)

Heinkel He-51

Итальянские стрелы в Испании (истребитель FIAT G.50 Freccia)

истребитель FIAT G.50 Freccia
  • Статьи |
  • Флот |
  • Авианосцы типа Invincible

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика