Советские моряки всегда мечтали об авианесущих кораблях. В 30-е годы осуществлению этой мечты мешало политическое руководство страны, которое слышать не хотело о кораблях этого типа. Однако война подтвердила ведущую роль авиации в решении основных задач на море Половина погибших крупных кораблей была потоплена самолетами. Поэтому в 1953 году проработки по легкому авианосцу были возобновлены, а в 1955 году родился эскизный проект «263» — авианосец на 40 самолетов. Советское кораблестроение в те годы испытывало крутой подъем, и казалось, что строительство кораблей такого класса не за горами. Но вновь вмешалось политическое руководство с беспрецедентным сокращением вооруженных сил, в том числе и флота. Были разрезаны крейсера, готовые к сдаче, и даже вступивший в строй «Адмирал Корнилов». Вопрос об авиационном прикрытии кораблей и конвоев даже у побережья (не говоря о господстве в воздухе) замалчивался, крупные корабли строить перестали, а авианесущие соединения были надолго заклеймены как «орудие агрессии и разбоя»...
С появлением у стран НАТО атомного подводного ракетоносного флота полностью изменился подход к задачам отечественного военно-морского флота: основной упор был сделан на стратегические и ударные подводные лодки — носители ракет, а надводный флот сориентирован преимущественно на противолодочное направление; тогда же постоянную прописку на палубах кораблей начали получать вертолеты.
В начале 60-х годов в рамках создания океанского флота началось проектирование корабля противолодочной обороны дальней зоны с групповым базированием вертолетов. Таких кораблей тогда не было ни в одном из флотов мира. Коллективу конструкторов под руководством А. С. Савичева пришлось отрабатывать с нуля форму корпуса с клиновидным носом, широкой кормой, напоминающей двойной клин, решать вопросы размещения мощного гидроакустического комплекса, аэродинамические проблемы, размещать взлетно-посадочную полосу и ангары. И то что до сих пор вертоле-тоносец смотрится вполне современно, заслуга корабелов, сумевших создать боевой корабль с прицелом на долгие годы.
Водоизмещение вертолетоносцев проекта «1123» составляло 14 000 т — стандартное и 17 500 т — полное, размеры: длина 190 м, ширина по ватерлинии 26 м. по палубе — 35 м, осадка — 19 м. Энергоустановка включала в себя 4 водотрубных котла и две паровые турбины в 100 000 л. с. При запасе топлива в 2600 т дальность плавания на экономическом ходу составляла 12 000 миль, на крейсерском (29 узлов) — 4500 миль.
В состав вооружения, помимо вертолетов, входили новые ракетные системы: двухбалочная пусковая установка для ра-кето-торпед, две спаренные пусковые установки для зенитных ракет, два пятитруб-ных торпедных аппарата (впоследствии сняты), две реактивные бомбометные установки РБУ-6000.
Имелись и две 57-мм артустановки со скорострельностью в 120 выстрелов в минуту. При уникальности корабля и многих плюсах в компоновке и его характеристиках, артиллерийское вооружение все же было недостаточным и крейсер вряд ли смог бы выдержать артиллерийский бой с крупным кораблем класса эсминца. Тем более что противолодочные ракето-торпеды имели дальность 16 миль, дальность же зенитных ракет составляла около 30 миль, а артустановка стреляла всего лишь на 3,5 мили...
Подпалубный ангар размерами 67Х Х25 м вмещал в себя 14 вертолетов, которые доставлялись на палубу двумя 10-тонными подъемниками. В надстройке имелся и ангар для дежурных вертолетов, там же размещались тягачи.
Первый корабль этого проекта (строительный номер С-701) был заложен в Николаеве на Южном судостроительном заводе (ныне Черноморский) в начале 1963 года, через два года спущен на воду и в мае 1967 года под именем «Москва» вступил в строй Черноморского флота. Главным строителем кораблей этого типа был назначен И. И. Винник, наблюдающими — офицеры В. Ф. Федин и И. С. Платонов.
Через год с небольшим был поднят флаг на однотипном «Ленинграде» и в конце 1967 года на освободившемся стапеле был заложен третий крейсер типа «Москва», который был назван «Киев». В процессе постройки третьего корабля выяснилось, что вертолетов, определенных техническим заданием, недостаточно для решения поставленных задач в полном объеме, площадь полетной палубы оказалась малой В сильный шторм корабль качало — явно не хватало водоизмещения. Кроме того, в 1967 году произошло еще одно событие, повлиявшее на достройку третьего крейсера проекта «1123». На воздушном параде в Домодедове был показан самолет вертикального взлета и посадки Як-36, после чего возникла идея посадить этот самолет на корабельную палубу. Попытки простым удлинением третьего корабля создать авианосец не удались, «Киев» был разобран, и на его месте в 1970 году заложили новый корабль с таким же названием.
Но перед этим полетная палуба «Москвы» была укреплена, сам корабль модернизирован и 1В ноября 1972 года принял на себя первый самолет вертикального взлета и посадки Як-ЗВ. Так на флоте рождалась новая профессия — корабельный летчик.
На флагмане Черноморского флота в свое время выходили в море высшие военные руководители, члены правительства, корабли принимали участие в маневрах «Океан». В 1974 году противолодочный крейсер «Ленинград» под командованием капитана 1-го ранга Ю. А. Гарамова принимал участие в боевом тралении Суэцкого канала. Тропическая жара, песчаные бури, частые штормы, недостаток пресной воды, мелководные рифы, отсутствие карт минных постановок — все создавало огромные трудности, однако задание было выполнено в сжатые сроки. В 1991 году этот корабль был выведен из боевого состава флота
«Москва» продолжает свою боевую службу
Крейсер «Москва»:
1 — реактивные бомбометы РБУ-6000, 2 — комплекс ПЛУР, 3 — комплекс ЗУР, 4 — РЛС управления ЗУР, 5 - трехкоординатная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, 6 - РЛС обнаружения воздушных целей, 7 — командный пост руководителя полетов, 8 - вертолет КА-25, 9 — РЛС управления артиллерийским огнем, 10—катера, 11 обтекатели ГАС, 12 — успокоитель качки, 13 — 57-мм спаренная артустановка АК-725, 14 — 30-мм спаренная артустановка АК-230, 15 — салютная пушка, 16 — лифт, 17 — палубные огни.