Советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником созданного Управления механизации и моторизации РККА, 28 мая 1930 года заключила контракт с английской фирмой «Виккерс» о производстве для СССР 15 двухбашенных танков «Виккерс 6-тонный». Первый танк был отгружен 22 октября 1930 года, а последний—4 июля 1931-го. В сборке этих танков принимали участие и советские специалисты. В частности, в июле 1930 года на заводе «Виккерс» работал инженер Н.Шитиков. Каждая изготовленная в Англии боевая машина обошлась Советскому Союзу в 42 тысячи рублей (в ценах 1931 года). Для сравнения скажем, что сделанный в августе того же года «основной танк сопровождения» Т-19 стоил свыше 96 тысяч рублей. Кроме того, танк В-26 (такое обозначение получили в СССР английские машины) был проще в изготовлении и эксплуатации, а также обладал лучшей подвижностью. Все эти обстоятельства и предопределили выбор УММ РККА. Работы по Т-19 были свернуты, а все силы брошены на освоение серийного производства В-26.
Первоначально планировалось внести существенные изменения в британский прототип. Корпус и компоновка были изменены в связи с установкой 6-цилиндрового американского двигателя «Геркулес» мощностью 95 л.с. вместо 4-цилиндрового английского «Армстронг-Сиддлей». Место механика-водителя перенесли справа налево. В лобовом листе корпуса справа был установлен пулемет ДТ, который обслуживал четвертый член экипажа. Вооружение в башнях сохранилось как у британского образца — два пулемета «Виккерс» с водяным охлаждением. Эта машина получила обозначение ТММ-1 (танк малой мощности). Вслед за ним изготовили опытный ТММ-2, отличавшийся отТММ-1 изъятием курсового пулемета, установкой в одной из башен 37-мм пушки и сокращением экипажа до трех человек. Но ни та, ни другая машина не были запущены в серию. Как и в случае с Т-19, В-26 оказался проще и в производстве, и в эксплуатации. Кроме того, двигатель «Геркулес» закупался по импорту в ограниченных количествах и оснащать им танк, предназначавшийся для массового производства, было нельзя.
13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк «Виккерс-26» приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26. Его производство предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), причем на последнем планировалось создать специальный цех, способный выпускать в военное время до десяти тысяч танков в год. Но в итоге остановились на ленинградском заводе «Большевик» (бывший Обуховский завод), уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под руководством С.А. Гинзбурга.
Для выполнения большой программы производства Т-26 из завода «Большевик» были выделены цеха, выпускавшие танки, и образован самостоятельный завод № 174 имени К.Е.Ворошилова. В 1931 году изготовлено 120, а сдано армии сто боевых машин. Программа 1932 года предусматривала выпуск уже 1600 танков Т-26. Реально же завод изготовил 1410 танков, предъявил к сдаче 1361, а войска приняли только 950. Подобная картина наблюдалась и в дальнейшем. Тем не менее, до первой половины 1941 года заводские цеха покинули 11218 танков 23-х модификаций. Т-26 стал самой массовой боевой машиной Красной Армии в предвоенный период.
Выпускавшийся с 1931 года двухбашенный вариант мало чем отличался от британского прототипа. Клепаный корпус танка имел коробчатое сечение. На подбашенной коробке с вертикальным лобовым листом на шариковых опорах размещались две башни цилиндрической формы. В каждой из них предусматривалось место для одного члена экипажа и устанавливался пулемет ДТ. Механик-водитель располагался в передней части корпуса справа. В 1932 году в правой башне вместо пулемета ДТ стали устанавливать 37-мм пушку Гочкиса с боекомплектом из 113 выстрелов. Боевая масса двухбашенного пулеметного варианта Т-26 составляла 8 т, а двухбашенного пушечно-пулеметного — 8,4 т.
В 1933 году началось производство однобашенного варианта, которому суждено было стать самым массовым. Корпус машины в конструктивном отношении остался практически без изменений, но толщина брони несколько увеличилась. Цилиндрическая башня с развитой кормовой нишей устанавливалась ближе к левому борту. В задней части ниши находился люк с дверцей для демонтажа пушки. На крыше башни имелись два люка для посадки экипажа. Вооружение состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 года и спаренного с нею пулемета ДТ. В качестве приборов наблюдения в корпусе и башне применялись смотровые щели со стеклоблоками. Средством внешней связи служили сигнальные флажки, впрочем, на части танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной. Компоновка танка, двигатель, трансмиссия и ходовая часть практически не изменились.
С 1935 года корпуса и башни танков стали изготавливать с использованием электросварки. Годом позже на опорных катках ввели съемные бандажи, изменили натяжной механизм и в нише башни установили второй пулемет ДТ. При этом боекомплект пушки сократился со 136 до 102 выстрелов (на танках без радиостанции), а масса танка возросла до 9,65 т. В 1937 году на части машин стали монтировать зенитные пулеметы на турельных установках П-40, на пушке поставили фару-прожектор. Двигатель форсировали, и его максимальная мощность возросла с 90 до 95 л.с. Вновь несколько увеличилась масса танка.
Крупную модернизацию осуществили в 1938 году, хотя корпус танка почти не подвергся изменениям, лишь в днище был введен люк-лаз. Вместо цилиндрической установили башню конической формы с 45-мм пушкой образца 1934 года. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела ударным способом и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года —ТОС), стабилизированным в вертикальной плоскости. В отличие от танков прежних выпусков, имевших один 182-литровый топливный бак, на машине поставили два таких бака емкостью 110 и 180 л, что позволило увеличить запас хода.
В 1939 году прошла очередная модернизация танка. В результате ввели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, на части машин изъяли кормовой пулемет, а вместо него смонтировали дополнительную боеукладку на 32 снаряда. Некоторым изменениям подвергся двигатель (поднята степень сжатия), после чего его мощность достигла 97 л.с.
Наконец, в 1940 году был проведен последний цикл изменений конструкции танка Т-26. На часть машин во время войны с Финляндией установили экраны. Цементированную броню подбашенной коробки толщиной 15 мм заменили на гомогенную толщиной 20 мм. Кроме того, ввели унифицированный смотровой прибор, новый погон башни. Масса «двадцатьшестого» с экранами уже превысила 12 т.
На базе линейных было выпущено 1336 огнеметных (по тогдашней терминологии — химических) танков. Здесь в первую очередь следует упомянуть танк ОТ-26 (ХТ-26 или БХМ-3), созданный на базе двухбашенного варианта. При этом левую башню демонтировали, а в корпусе под ней разместили огнеметное оборудование — резервуар для огнесмеси на 360 л, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок емкостью 0,7 л, брандспойт и систему зажигания. В правой башне устанавливались огнемет пневматического типа и пулемет ДТ (боекомплект 1512 патронов). Наведение огнемета и пулемета на цель осуществлялось с помощью плечевого упора.
Другой танк — ОТ-130 — строился уже на базе однобашенного варианта Т-26. Башня была смещена вправо относительно продольной оси танка. Слева от нее находились два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 л. Дальность огнеметания на смеси мазута с керосином составляла 50 м. Количество односекундных выстрелов — 40. За один выстрел выбрасывалось 9 л огне-смеси, которая поджигалась от факела горящего бензина, а бензин — от электрозапальной свечи.
Небольшими партиями на этой же базе изготавливались ОТ-131 и ОТ-132. Последним серийным химическим танком стал ОТ-133, выпускавшийся на базе танка с конической башней, а на основе Т-26 с наклонной подбашенной коробкой — ОТ-134.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть огнеметных танков оставались без изменений. Радиостанциями они не оборудовались. Помимо огнеметов танки оснащались приборами дымопуска и распыления отравляющих веществ. Для последней цели на над-гусеничных полках устанавливались два резервуара по 200 л каждый. При скорости движения танка 12 км/ч ширина полосы заражения составляла 25 м, а общая площадь зараженной одной машиной местности — 10 000 м2.
Во второй половине 30-х годов в состав механизированного корпуса входило 52 химических танка, в танковых бригадах имелось 10—11 боевых машин этого типа. К концу 1938 года в Красной Армии были сформированы три огнеметные бригады по 150 танков в каждой.
Помимо огнеметных танков, на базе Т-26 выпускалось довольно много самоходных артиллерийских установок. В опытном порядке — СУ-1, АТ-1 и СУ-6, причем последняя оснащалась зенитной 76-мм пушкой образца 1931 года. На унифицированном шасси было построено несколько десятков самоходок так называемого «малого триплекса», и они состояли на вооружении ряда танковых бригад. В это семейство входили СУ-5-1 с 76-мм пушкой образца 1902/30 года, СУ-5-2 со 122-мм гаубицей и СУ-5-3 со 152-мм мортирой (подробнее об этом см. «М-К» № 9’93).
Кроме того, на базе Т-26 малыми партиями выпускались бронетранспортеры TP-26, ТР-4 и ТР-4-1, мостоукладчики СТ-26 (65 шт.), транспортеры для подвоза боеприпасов ТБ-26, бензоцистерны ТЦ-26, артиллерийские тягачи Т-26Т и Т-26Т2 (183 шт.), минные тральщики, оснащенные цепными бойковы-ми тралами.
Особняком в этом ряду стоят телемеханические группы ТТ-26 и ТУ-26 (1935-1936 гг.) и ТТ-ТУ (1938 г.). В первую, выпущенную в количестве 55 машин, входили телетанк ТТ-26 —легкий химический танк подавления, оснащенный огнеметом, и танк управления, имевший стандартное вооружение. Вторую, оставшуюся в опытных образцах, составляли телемеханический танк со сбрасываемым подрывным зарядом и танк управления.
Свое боевое крещение Т-26 получили в Испании. 26 сентября 1936 года в порт Картахена прибыла первая партия из 15 «двадцатьшестых», а всего до конца гражданской войны Советский Союз поставил республиканской Испании 297 танков этого типа (только однобашенных). Эти машины принимали участие практически во всех боевых операциях, проводившихся армией республиканцев, и показали себя с хорошей стороны. Немецкие Pz.l и итальянские танкетки CV 3/33, имевшие только пулеметное вооружение, были бессильны против Т-26. Следует отметить, что экипажи танков состояли не только из советских танкистов, прибывших из элитных частей Красной Армии, но и из испанцев и бойцов интербригад.
В 30-е годы, помимо Испании, танки Т-26 поставлялись в Турцию (60 шт.), Китай (82 шт.) и, по некоторым данным, в Афганистан. Китайские Т-26 состояли на вооружении одного полка 200-й механизированной дивизии Китайской национальной армии и были задействованы в боях с японцами в Южном Китае и в Бирме в 1942 году.
Первой боевой операцией Красной Армии, в которой участвовали танки Т-26, стал советско-японский вооруженный конфликту о.Хасан в июле 1938 года. В составе 2-й механизированной бригады, 32-го и 40-го отдельных танковых батальонов, принимавших участие в боевых действиях, имелось 257 танков Т-26. К концу операции 85 из них были подбиты.
В боевых действиях у р.Халхин-Гол в 1939 году принимало участие небольшое количество огнеметных танков на базе Т-26.
Накануне Второй мировой войны Т-26 главным образом состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (256 — 267 танков в каждой) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (одна рота — 10—15 танков). В составе этих частей и подразделений они принимали участие в «освободительном походе» в Западную Украину и Западную Белоруссию и советско-финской войне.
В частности, 17 сентября 1939 года польскую границу пересекли 878 Т-26 Белорусского фронта (22 тбр, 25 тбр, 29 тбр, 32 тбр) и 797 Т-26 Украинского фронта (26 тбр, 36 тбр, 38 тбр). Потери в ходе боевых действий во время польского похода были весьма незначительны: всего 15 «двадцатьшестых», а вот по причине разного рода технических неисправностей в ходе маршей вышли из строя 302 боевых машины. Потери танков, в том числе и Т-26, в ходе «зимней войны» были значительно больше.
На 1 января 1941 года танковые войска Красной Армии располагали 9665 танками Т-26 всех модификаций, включая специальные. Они составляли большинство боевых машин в механизированных корпусах приграничных военных округов. В Западном особом военном округе, например, на 22 июня 1941 года имелось 1136 танков Т-26 —52% всех танков округа. В механизированных корпусах Юго-Западного фронта, сформированного после начала войны из войск Киевского особого военного округа, имелось 1316 Т-26 —35% танков фронта.
По своим боевым качествам танки Т-26 поздних выпусков были в состоянии противостоять большинству немецких танков (за исключением Рг.III И Pz.IV), участвовавших в нападении на СССР. В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной войны большинство Т-26 оказались потерянными, в основном от огня артиллерии и ударов авиации. Много машин вышло из строя по техническим причинам, вследствие износа материальной части и хронической нехватки запасных частей. Оставшиеся принимали участие в боях с немецкими войсками вплоть до 1944 года. В частности, в январе 1944-го в составе 1-й и 220-й танковых бригад Ленинградского фронта имелось по 32 танка Т-26.
Последней боевой операцией с участием Т-26 стал разгром японской Кван-тунской армии в августе 1945 года. Эти танки состояли на вооружении вторых и третьих батальонов большинства отдельных танковых бригад, участвовавших в операции.
В период Второй мировой войны некоторое число трофейных Т-26 разных модификаций состояло на вооружении гитлеровского вермахта. Активно эксплуатировали их и союзники Германии. Например, на 1 ноября 1942 года в румынской армии имелось 33 танка Т-26. «Двадцатьшестые» были самыми массовыми боевыми машинами финской армии, танковый парк которой на 80% состоял из советских трофеев. Так, на 1 июля 1942 года в финских частях имелось 102 танка Т-26 разных модификаций. Финны поставили рекорд по длительности эксплуатации боевых машин этого типа: на 1 января 1960 года армия Финляндии еще располагала 17 танками Т-26 и тремя тягячами Т-26Т.
Легкий танк Т-26 (с наклонной подбашенной коробкой и сварным лобовым щитом башни):
1 — колесо ведущее; 2 — каток поддерживающий; 3 — 45-мм пушка 20К; 4 — прицел перископический; 5 — пулемет ДТ зенитный; 6 — бронировка ввода штыревой антенны; 7 — пулемет ДТ кормовой; 8 — катки опорные запасные; 9 — колпак воздушный; 10 — колесо направляющее; 11 —тележка подвески; 12 — люк для вентиляции; 13,24 — лопаты саперные; 14 — топор; 15 — люк к горловине бензобака; 16 — ящик ЗИП; 17 — домкрат; 18—люк магнето и генератора; 19 — люк к горловинам масляного и бензинового баков; 20 — траки запасные; 21 —рессора запасная; 22 — люк к двигателю; 23—лом; 25 — пила; 26 — люк для доступа к бортовым фрикционам и коробке передач; 27 — люк механика-водителя двухстворчатый; 28 — сигнал; 29 — фара; 30 — глушитель; 31 — цепь буксирная; 32 — жалюзи.
М.БАРЯТИНСКИЙ