Плавающий танк ПТ-76 является своего рода визитной карточкой советских бронетанковых войск второй половины ХХ века. Он снимался в многочисленных фильмах о Советской Армии. Он был воплощением военной доктрины СССР послевоенного периода.
Лёгкие танки составляли основу ударных сил бронетанковых частей подавляющего числа государств в 1930-е годы. Но такое состояние дел имело место только до начала 1940-хх, когда в танковых парках развитых европейских государств средние танки стали теснить своих более лёгких и подвижных собратьев. Причина кроется в переосмыслении методов использования танков в ходе боевых действий. В процессе эволюции военно-стратегической мысли танки из средства поддержки пехоты трансформировались в обособленный род войск, способный осуществлять глубокие прорывы обороны противника, молниеносные наступательные операции и ошеломляющие рейды в тылу врага.
Однако, в новой доктрине лёгким танкам также нашлось практическое применение. Необходим был парк лёгких бронированных машин, способных осуществлять разведку боем, поддержку разведывательных и диверсионных операций, патрулирование и охрану территории. Не менее важным оказалось умение форсировать водную преграду и закрепиться на противоположном берегу для обеспечения переправы и подхода основных ударных сил. Для СССР, где много не только лесов, полей, но и, что немаловажно, рек, морей и озёр, такое качество бронетехники приобретало особый смысл.
Проектирование советских плавающих танков началось в далёком 1932 году. На шасси британского тягача Карден-Ллойд был разработан малый плавающий танк Т-33. Вооружение составлял лишь один 7,62-мм пулемет ДТ, установленный во вращающейся башенке. Позже пустили в серию аналогичный Т-41, выполненный с использованием узлов и агрегатов автомобиля АМО-2.
Используя накопленный опыт в тот же год был построен первый Т-37. Эти танки широко использовались в разведке.
В качестве движителя на плаву использовался гребной винт. В качестве руля использовалось рулевое перо как на корабле. Модификация Т-37А оснащался винтом с повоортными лопастями, что позволяло включать реверс для движения задом..
Многокилометровый пробег в полной мере подтвердил высокую надежность и высокие ходовые качества амфибии при движении как по суше, так и по воде и существенно ускорил дальнейшее совершенствование машин этого типа.
Дальнейшим развитием советских плавающих танков стали Т-38 и Т-38М-2. Все они имели противопульное бронирование, легкое пулеметное вооружение, карбюраторные двигатели и экипажи из двух человек. Амфибии развивали достаточную по тому времени скорость ходе: по суше около 45 км/ч и по воде до 6 км/ч. К числу их достоинств, значительно упрощавших производство, следует отнести то, что все они создавались на базе автомобильных агрегатов.
Малый вес и небольшие габариты позволяли использовать эти машины для воздушно-десантных операций. При этом Т-37 и Т-38 подвешивались под фюзеляжи тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Такое десантирование было с успехом продемонстрировано на учениях Киевского военного округа в 1935 году.
И все же эти амфибии нельзя назвать удачными, поскольку возможности их боевого применения оставались весьма ограниченными. Причина — недостаточное бронирование (всего 9 мм) и легкое вооружение. Переправившись первыми на плацдарм, они не могли отбить контратаку пушечных танков, поразить противотанковые огневые средства противника и закрепить успех своей пехоты.
Именно поэтому в последующих разработках внимание уделили усилению бронирования и вооружения. Совместить вполне удовлетворительные параметры плавучести, бронированиям вооружения, жестко связанные между собой, первым в значительной степени сумел конструктор Н. А. Астров. Толщина брони корпуса и башни его нового танка Т-40 составляла 14 мм, для борьбы с легкими бронированными целями на нем был установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДП1К, а для уничтожения живой силы противника — 7,62-мм пулемет ДТ. Хотя масса танка и возросла до 5,6 т, плавучесть при этом осталась хорошей. Двигатель автомобиля ЗИС-5 мощностью 85 л. с. обеспечивал танку скорость до 44 км/ч по шоссе и 5—6 км/ч по воде.
В ходовой части применили катки с резиновыми бандажами и торсионную подвеску, создававшие плавность и бесшумность хода. Некоторую часть танков оборудовали катками со спицами без резиновых бандажей. Хорошее сцепление с грунтом достигалось применением мелкозвенчатой гусеницы.
Удобная компоновка обеспечивала открытый обзор механику-водителю вперед и частично в стороны, а удачно выбранный центр тяжести делал танк остойчивы?* на плаву. Хота машина предназначалась для разведки, в 1941 году ее поставили в строй танковых бригад, где в сочетании со средними танками они принесли немалую пользу в начальном периоде Великой Отечественной войны. Следует сказать, что к концу 30-х годов гусеничных бронированных плавающих машин не было ни у наших противников, ни у союзников, хотя они разрабатывались в США конструктором Кристи, в Италии — фирмой "Павези", а фашистская Германия пробовала на базе захваченных воспроизводить плавающие F -IV-H и F-IV-M. Только в ходе войны стали поступать на вооружение армии США плавающие машины семейства LVT, в Англии — небольшое количество танков DD, а в Японии — амфибия «камней», которая могла преодолевать водные преграды только после монтажа специальных поплавков, выполненных по конфигурации корпуса.
Но после войны, даже на фоне появления ядерного оружия, развития боевой техники, выяснилось, что для разведки, охранения, поддержки воздушных и морских десантов средние танки применять не всегда целесообразно, а то и просто невозможно. Поэтому в конце 40-х годов в некоторых странах вновь начали проектировать легкие танки нового поколения, в том числе способные вплавь преодолевать водные преграды.
После войны значительно возросли требования к бронированной гусеничной технике как но преодолению водных преград, так и по другим их качествам: защищенности от огня противника и огневой эффективности. Калибр танковых пушек с 37—76 мм возрос до 85—122 мм, толщина брони корпуса увеличилась в несколько раз. Вполне естественным было требование к плавающим машинам поражать скрытые огневые средства противника, а при необходимости — отбивать атаки танков. Кроме того, они должны уметь вести огонь на плаву, еще до подхода к вражескому берегу.
В 1950 году на базе серийного артиллерийского тягача М-2 создали танк К-90. Сварному корпусу, защищенному 15-мм броней, придали удобообтекаемую водой форму, причем борта в верхней части имели обратный наклон, чтобы сделать К-90 остойчивее и лучше разместить коническую башню.
В ней установили мощное для 10-тонной машины вооружение —76-мм пушку ЛБ-70Т с боекомплектом в 40 снарядов и спаренный с нею 7,62-мм пулемет с 1 тыс. патронов, которые обслуживали командир и заряжающий Заметим, что боевое отделение находилось ближе к корме, а двухтактный дизельный двигатель ЯАЗ-204, главный фрикцион и коробку передач смонтировали впереди. Крутящий момент на задние ведущие колеса передавался через карданный вал, проходивший через боевое отделение. Столь необычная компоновка объяснялась стремлением конструкторов добиться максимальной унификации танка с базовой машиной. Заметим, в последующем подобный подход к созданию новой техники не применялся.
Ходовая часть К-90, как и М-2, имела по пять однорядных обрезиненных опорных катков с торсионной подвеской и три поддерживающих катка на борт. Направляющие колеса были взаимосвязаны с опорными катками. На плаву танк перемещался с помощью двух гребных винтов, размещенных в корме, в специальных нишах.
Новый танк был прост в устройстве, мог передвигаться со скоростью до 43 км/ч по суше и 9,6 км/ч на воде и без дозаправки преодолевал не менее 250 км. Однако в целом его боевые качества оказались недостаточно высокими. Отрицательно сказались малый запас плавучести, неважные условия, в которых находился экипаж, быстрый износ зубчатых венцов ведущих колес.
Все это привело к тому, что совершенствование и доработку К-90 и созданного на его основе бронетранспортера К-78 прекратили. На вооружение же приняли ПТ-76, разработанный в 1949—1951 годах под руководством Ж. Котина. Вот, кстати, как это произошло.
— Я напомнил адмиралу Н. Кузнецову (командующему ВМС СССР) о том, что плавающие танки ПТ-76 успешно прошли испытания, что заключительные акты я, как председатель приемочной комиссии, послал почти год назад, а решения все еще нет,— вспоминал генерал-лейтенант в отставке Г. Кудрявцев.— «Обязательно продемонстрируйте их в действии!» — ответил Кузнецов и напомнил, что для этого у меня есть всего лишь сутки.
... Когда высокие гости, среди которых был Н. Хрущев, направились к пирсу, я рассказал им о новых танках. «Сколько времени нужно, чтобы посмотреть на них?» — спросил Хрущев. «Не больше 20 минут!» — ответил я, и по моему сигналу несколько ПТ-76 один за другим выскочили из леса и с ходу стали прыгать с обрыва в воду. Тут мы получили «добро» на их запуск в серийное производство...»
По сравнению со своими предшественниками Т-38 и Т-40, а также американским плавающим танком LVT(A) это была качественно новая боевая машина, способная вести разведывательные действия, бороться с бронированной техникой противника, преодолевать морские и озерно-речные препятствия, высаживаться с десантных средств в воду непосредственно па берег, с ходу вступая в бой.
Новая машина имела классическую компоновку. В сварном корпусе простой и рациональной формы с максимальной толщиной брони 1 3 мм впереди было отделение управления, в центре — боевое, двигатель, силовая передача и водоходный движитель располагались в корме. Чтобы носовая часть не зарывалась в воду, впереди установили откидной волноотражающий щиток.
Конструкторы применили на этом танке принципиально иной движитель для перемещения на воде — водометный, создающий тягу при выбрасывании воды через выходные камеры с большой скоростью. При входе в воду и выходе на берег могут работать Одновременно гусеничный и водометный движителя, облегчая движение по мелководью, когда гусеницы еще касаются дна. При перемещении по суше водометы отключены. Использование реактивного принципа движения позволило отказаться и от водяного руля корабельного типа. На плаву танк управляется изменением направления водяной струи — за счет поворота заслонок.
Агрегаты танка, механизмы, боекомплект расположены так, чтобы центр тяжести был как можно ниже: это необходимо для повышения остойчивости. Выведенный из равновесия морской волной или близким разрывом снаряда, танк быстро восстанавливает устойчивое положение. Герметически закрытый корпус и уплотнение погона башни позволяют амфибии входить в воду с большим дифферентом, креном, плавать при сильном волнении, а навигационная аппаратура дает возможность совершать значительные переходы морем.
Вооружение ПТ-76 значительно превосходит предыдущие образцы плавающей техники. Он вооружен мощным 76-мм орудием Д-56ТМ и спаренным с ним пулеметом калибра 7,62 мм. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных выстрелов, а к пулемету прилагается 1 тыс. патронов в лентах. Вооружение дополнено одним автоматом АКМ, 15 гранатами Ф-1 и 20 патронами для сигнального пистолета.
Огонь из орудия можно вести и на плаву, несмотря на то, что погон башни на это время затянут уплотнением. С пульта управления командир, являющийся одновременно наводчиком, подает механику-водителю команду изменить угол движения танка по отношению к цели. В вертикальной плоскости пушка наводится обычным порядком.
Силовая установка амфибии — дизельный двигатель В-6 мощностью 240 л. с. — обеспечивает движение с максимальной скоростью 45 км/ч на суше и 10,2 км/ч на воде. Двигатели В-2 средних танков предыдущих выпусков были двухблочными, а В-6 при аналогичном картере имел один блок с шестью такими же, как у В-2, цилиндрами. Силовая передача состоит из традиционной пятиступенчатой коробки передач, применявшейся ранее на тапке Т-34, бортовых фрикционов и двух внутренних редукторов, передающих усилие на водометы, что позволяет использовать их как совместно с гусеницами, так и отдельно. Выхлопное устройство двигателя защищено от попадания воды в цилиндры при остановившемся двигателе. Предусмотрена и система откачки воды, проникшей внутрь корпуса.
Термическая дымовая аппаратура (ТДА) используется для постановки дымовых завес длиной от 300—400 м. У командира и механика-водителя есть приборы ночного видения. В дневное время экипаж ведет наблюдение через перископические приборы.
На случай возникновения пожара при боевых повреждениях в танке установлено противопожарное оборудование. При появлении дыма и пламени в моторно-трансмиссионном отделении сигнал от датчиков приводит в действие механизм управления баллонами с углекислотой. Возможно и ручное управление системой.
Танку не страшны бездорожье, заболоченные участки и снег. При весе 14 т удельное давление равно всего 0,5 кг/см2. Даже у прославленной тридцатьчетвёрки оно было в полтора раза больше.
В конической башне находилась 76-мм пушка Д-56Т с телескопическим прицелом и боекомплектом в 40 выстрелов, частично размещенным и на вращающемся полу башни, а также спаренный пулемет СГМТ, которые обслуживали два танкиста. Реактивный дульный тормоз, эффективно гасивший силу отдачи, позволял экипажу вести огонь при движении на воде.
Вторая модификация танка — ПТ-76Б — отличается установкой стабилизированной в двух плоскостях наведения пушки Д-56ТС, позволяющей вести огонь с ходу. Условия для членов экипажа в танке улучшены применением на стволе пушки эжектора, отсасывающего пороховые газы из ствола орудия после выстрела. Режим работы откатно-накатных устройств улучшен введением дульного тормоза с эффективным торможением.
ПТ-76 с изображением военно-морского флага на броне башни можно увидеть на всех флотах нашей страны. Ни одно учение морской пехоты не обходится без этих легких машин, уверенно переваливающих с одной волны на другую. Одна за другой выходят они е аппарелей десантных кораблей в воду и в первой волне морского десанта идут к берегу, ведя огонь иэ пушек и пулеметов. Уступаем основным боевым танкам в бронировании и вооружении, они опережают их в подвижности при форсировании водных преград, открывают дорогу высаживаемым на берег средним и тяжелым танкам, ведут за собой морскую пехоту, уничтожая артиллерийским огнем и гусеницами огневые точки противника, разрушая инженерные заграждения, захватывая выгодные рубежи обороны и исходные позиции для наступления.
Шестицилиндровый двигатель В-6 установили продольно и через главный фрикцион соединили с пятискоростной коробкой передач, заимствованной у Т-34.
В шестиопорной ходовой части первые и последние узлы торсионной подвески оснастили гидравлическими амортизаторами, причем пустотелые опорные катки создавали дополнительный запас плавучести. На ПТ-76 впервые в мире применили гидрореактивный водометный движитель. Воду в него забирали через два прикрытых решетками отверстия под днищем. Частично или полностью перекрывая выпускные патрубки в корме, водитель направлял поток в трубы заднего хода, а при развороте — в боковые.
В ходе производства ПТ-76 трижды модернизировали. Например, реактивный дульный тормоз заменили активным, ввели эжекционное устройство для продувки ствола, приборы ночного видения, гирополукомпас, другие новинки. Так, на ПТ-76Б, выпущенном в 1962 году, установили двухплоскостной стабилизатор вооружения и систему защиты от оружия массового поражения и дополнительный топливный бак. Неизбежное при модификации увеличение массы заставило конструкторов изменить форму корпуса, сделав его на 130 мм выше, а крыше моторнотрансмиссионного отделения придать обратный уклон, чтобы с нее быстрее сходила вода.
Специально для частей морской пехоты создали ПТ-76М, у которого борта в верхней части были выпуклыми, чтобы улучшить мореходность машины. Однако существенных преимуществ «морской» танк не получил, а производство двух равноценных моделей было нецелесообразно, поэтому морской пехоте передали ПТ-76 с некоторыми изменениями — в частности на трубе вентилятора поставили насадку, предохранявшую ее от заливания. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, созданного через 5 лет БТР-50ПК, командно-штабного БТР-50ПУ и пусковой установки.
Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Т-60, прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85-мм пушкой, а корпус выполнили более высоким. Еще раньше, в 1955 году, американская морская пехота получила 38-тонный танк LVTH-6. Его создатели посчитали главным мореходность, и машина вышла очень большой, при этом чрезмерная длина и не совсем удачная ходовая часть делали ее неповоротливой. Добавим, что мощная 105-мм гаубица не годилась для борьбы с маневренными целями. Эти недостатки, выявившиеся во коемя вьетнамской войны, решили судьбу американского танка.
Шведы, учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили удачный 15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резинометаллических гусениц, чья верхняя часть была заключена в гидродинамический кожух.
СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ
Аккуратное воспроизведение наружных деталей корпуса и башни значительно повышает сходство с оригиналом. В передней части танка на броне установлены две фары, прикрытые решетками. Люк механика-водителя оборудован тремя смотровыми приборами. Буксирные крюки располагаются на нижнем наклонном броневом, листе.
В кормовой части корпуса у левого борта — решетки воздухозаборника и диффузора эжектора. Первая окрашивается тем же цветом, что и корпус, вторая — черная. На башне сверху — фара черного цв$та, на корпусе — защитного. Пушка может быть снаряжена дульным тормозом.
Опорные катки имеют черные резиновые бандажи. Максимальное число траков в гусенице — 96. Траки в гусеничной ленте двух типов — с гребнями и без них. Надгусеничные полки спереди и сзади с резиновыми брызговиками.
На башне танка белой краской наносится трехзначный бортовой номер и условный знак части или соединения. На танках, принадлежащих частям морской пехоты, на башне изображается военно-морской флаг.
Водометный движитель танка ПТ-76:
1 — выходная камера, 2 — водолроточная труба, 3 — механизм привода, 4 — корпус насоса, 5 — приемный патрубок, 6 — защитная решетка, 7 — корпус танка, 8 — водяной насос, 9 — направляющий аппарат, 10 — патрубки заднего хода, 11 — сопло.