В начале 60-х годов, в период разгара «холодной войны» и массовой постройки атомоходов, стало ясно, что количественно американцев обогнать можно, но вот качественно... Подводные лодки США очень быстро становились все менее уязвимыми для наших противолодочных сил, а «их» аппаратура шумопеленгования и обнаружения становилась все более чуткой.
Нужен был качественный скачок — лодки должны были стать менее заметными, глубже погружаться, иметь такую скорость, которая могла позволить догонять и уходить от погони... Применение нового конструкционного материала — титана — дало возможность решить эти проблемы. Помимо большой прочности при относительно малой массе этот металл обладал меньшим магнитным полем. Но как достигнуть высокой скорости? И тут появился вариант, при котором атомный реактор вместо воды под давлением в первом контуре нагревал бы жидкий металл — сплав висмута и свинца...
Так рождалась подводная лодка проекта «705», иЛи, как ее называют на Западе, «Альфа». Проектировало ее конструкторское бюро «143» в Ленинграде. Главным конструктором вначале был назначен М.Русанов, а затем В. Ромин. Техническое задание на постройку лодки было утверждено Министерством обороны в декабре 1961 года. Вскоре на Адмиралтейском объединении под строительным номером «900» была заложена головная подводная лодка, которая так и не была достроена — на ней отрабатывались методы сварки титана, а также компоновка внутренних помещений и отсеков — ведь многих устройств и агрегатов еще не существовало, а жидкометаллический реактор только проходил испытания.
Новая лодка представляла из себя подводный корабль с совершенно потрясающими характеристиками: новый тип реактора позволил сократить объем аккумуляторных батарей, так как при расхолаживании он не требовал большого расхода энергии, новый материал корпуса позволил практически отказаться от размагничивающего устройства, которое занимает на обычных кораблях довольно мною места. Автоматизация всех устройств и операций повлекла за собой сокращение численности экипажа до минимума. Лодка получилась весьма компактной. Уменьшение же габаритов добавило кораблю на полном подводном ходу около десятка узлов...
Высокие параметры пара, поступавшего на турбину, позволили довести ее мощность до 40 тыс. лошадиных сил, а полная подводная скорость достигла невероятной цифры в 41 — 42 узла, то есть сравнялась со скоростью торпеды.
При таком ходу под водой начинались явления, сравнимые с флаттером на самолетах 30-х годов — все шероховатости, выдвижные устройства и даже корпус начинали излучать гул в результате возникающей вибрации.
Итог — обтекаемая, каплеобразная зализанная форма, поражающая своей необычностью. Таких лодок не было и нет ни в одном военно-морском флоте.
Параллельно с Адмиралтейской верфью началось строительство лодок этого проекта и на Северодвинском судостроительном заводе. Командиром головной подлодки К-123 стал капитан 2-го ранга А.Аббасов. Его корабль был принят в состав Военно-Морского Флота СССР в 1979 году.
Всего флоту было сдано 6 единиц, все они несли активную боевую службу. В последнее время наша печать подхватила западный миф о том, что эти лодки были сняты с производства, как шумные и малоэффективные. На самом деле американские моряки весьма высоко оценивают эти корабли — не зря Том Клэнси в своем бестселлере «Погоня за «Красным Октябрем» главными действующими объектами сделал «Тайфун» и «Альфу»...
Дело в другом — титан доказал свои преимущества, и после «705»-го проекта началась разработка новых, более мощных и современных лодок. Параллельно с проектом.«705» шли работы по подводному ракетоносцу проекта «661» (так называемый класс «Папа»), который также достиг подводной скорости более 40 узлов. Оттолкнувшись от «Альфы», конструкторы пошли еще дальше, начав создание глубоководной титановой подводной лодки проекта «685» — «Комсомолец» («Майк» — по классификации НАТО). Это был первый боевой корабль, который преодолел, километровый рубеж глубины погружения. Не было в мире оружия, способного поразить эту подводную лодку, как не было в свое время корабля, который мог бы сразиться один на один с английским «Дредноутом».
Последнее поколение потомков «Альфы» — титановые лодки проекта «945» «Сиерра» — сегодня активно несут боевую службу. И пусть они погружаются чуть меньше, чем «Комсомолец», а скорость их чуть ниже, чем у «Альфы», но эти лодки ни в чем не уступают американским кораблям.
Подводное кораблестроение — это то, чем мы можем гордиться. Но титановые корабли, при всех их прекрасных характеристиках обходились нашей стране очень дорого — недаром на флоте их зовут «золотыми рыбками». Вот почему конструкторы думают над тем, как уменьшить габариты типовых устройств и деталей, как сделать лодки со стальными корпусами малошумнее и быстроходнее. Титановые корабли сказали свое слово.
Несколько замечаний к постройке модели подводной-лодки проекта «705». Несмотря на то, что корабли эти издалека кажутся абсолютно пустыми и гладкими, это не так. Корпус — черный, обтекатели гидроакустических станций ниже ватерлинии и стойки выдвижных устройств — цвет металла. Люки и лючки, имеющие белый контур, отмечены на чертеже стрелками. Спасательный буй — бело-красный, пространство внутри Шпигатов — красный сурик, винты — бронза.
1) Подводная лодка проекта «705». Водоизмещение: 2900/3800 т. Размеры: 80 х 9,2 х 7,6 м. 6 торпедных аппаратов. Один реактор, один винт, 40 000 л.с., 42 уз., 31 чел. экипажа. Всего в течение 1979 — 1983 гг. построено 6 единиц.
2) Подводная лодка проекта «661». Водоизмещение: 5197/7000 т. Размеры: 106,9 х 11,5 х х 8 м. 10 ракет «Аметист», 6 торпедных аппаратов, 2 реактора, 2 винта, 88 000 л.с., 45 уз., 80 чел. экипажа. Вступила в строй в 1971 году.
3) Подводная лодка проекта «685». Водоизмещение: 5680/8000 т. Размеры: 117 x11x8 м. 6 торпедных аппаратов. Одни реактор, один винт, 43 000 л.с., 30 уз., 64 чел. экипажа. Вступила в строй в 1984 году. Погибла в 1989 году.