На состоявшейся в 1995 году международной выставке в Турции был подписан контракт на продажу этой стране партии российских бронетранспортеров БТР-80А. Впервые новейшая российская боевая техника будет поступать на вооружение страны — члена блока НАТО. Судя по всему, выбор, который сделали турецкие военные, нв случаен. Несколько лвт назад Турция получила от Германии советские бронетранспортеры БТР-60 ПБ и БТР-70 из арсеналов Национальной народной армии (ННА) ГДР и уже успела опробовать их в боевых условиях в горах Курдистана.
Всв три упомянутые машины, несмотря на существенные конструктивные отличия, относятся к одному свмвйству колесных бронетранспортеров, уже болев 30 лет состоящих на вооружении Советской, а теперь и Российской Армии.
К сврвдинв 50-х годов значительно возросли требования к бронетранспортерам: они не должны были уступать танкам по проходимости, что позволяло бы мотопехоте не только сопровождать танковые подразделения, но в ряде случаев и идти впереди них. Во многих странах столь жёсткие требования привели к полному переходу на гусеничные бронетранспортеры (например, в США). Однако возможности колесных бронированных машин вще не были исчерпаны полностью.
В Советском Союзе за решение этой задачи в конце 1950-х годов на конкурсной основе взялся ряд конструкторских кол лективов. В рамках конкурса был создан плавающий бронетранспортер ЗИЛ-1 53: с колесной формулой 6x6, полностью закрытым корпусом, торсионной подвеской, передними и задними управляемыми колесами. Движение на плаву у этой 10-тонной машины обеспечивалось за счет водометного движителя.
Макетный образец бронетранспортера представили брянские машиностроители. Эту восьмиколесную боевую машину, вооружить которую предполагалось 73-мм пушкой, часто имц^уют колесной боевой машиной пехоты. К главным ее особенностям можно отнести гидропневматическую подвеску, позволявшею ^менять клиренс более чем на 300 мм.
Наиболее же удачным оказался бронетранспортер «49», созданный в КБ ГАЗа. В 1959 году машину приняли на вооружение Советской Армии, а с 1961 года началось серийное производство бронетранспортеров, получивших армейское обозначение БТР-60П.
Открытый сверху корпус БТРа сваривался из катаных броневых листов. Для защиты от атмосферных осадков имелся брезентовый тент. Пулемет СГМБ калибра 7,62 мм (боекомплект 1250 патронов) устанавливался на станке, закрепляемом на кронштейнах: в походном положении — на лобовом листе, в боевом — на бортовых или лобовых листах.
Силовая установка включала два 6-цилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-40П, мощностью по 90 л.с., установленных параллельно в корме. Каждый из двигателей через свою двухступенчатую раздаточную коробку приводил два ведущих моста. Все колеса оснащались независимой торсионной подвеской и системой регулирования давления воздуха в шинах.
В 1963 году появился модернизированный БТР-60ПА с полностью герметичным, закрытым сверху корпусом вместимостью 12 человек. Для выхода десанта имелись 4 верхних люка с бронвкрышками. В 1965 году на БТР-60ПА-1 были применены усовершенствованные агрегаты силовой установки и силовой передачи.
В том же году появился и вариант БТР-60ПБ. Главным отличием последнего стала коническая башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5 мм (боекомплект 500 патронов) и 7,62-мм ПКТ (2000 патронов). Кроме того, БТР-60ПБ имел новые приборы наблюдения; был заменен на более совершенные ряд агрегатов силовой установки. Все машины серии БТР-60 оснащались радиостанциями Р-113 или Р-123.
Эти бронетранспортеры длительное время состояли на вооружении Советской Армии и ВМФ СССР (морская пехота). В ряде частей их можно встретить и поныне. В 1972 году в том же КБ был создан бронетранспортер БТР-70; спустя четыре года началось вго серийное производство. БТР-70 являлся модернизацией бронетранспортера БТР-60ПБ. Основные отличия его состояли в следующем: установлены более мощные 8-цилиндровые карбюраторов (опять-таки) двигатели ГАЗ-66 мощностью по 115 л.р. каждый; изменено размещение десантников, которые развернулись лицом к бортам, что позволяло им вести огонь со своих мест; вырезаны нижние боковые люки для посадки десанта; бензобаки размещены в изолированных отсеках; поставлена автоматическая система ППО; введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колвс от вторых и четвертых; смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с места водителя, которая давала возможность при выходе из строя одного двигателя работать на исправном; установлены два генератора; высота машины уменьшилась на 185 мм. Вооружение.-осталось таким же, как на БТР-60ПБ.
В передней части корпуса размещены сиденья водителя и командира, за ними — сиденья десантника и стрелка. В десантном отдвлвнии параллельно бортам расположены два продольных -сиденья на шесть десантников. Для стрвльбы из личного оружия предусмотрены 7 лючков, закрытых броневыми крышками.
Кроме основного вооружения, установленного в башне, и штатного оружия мотострелкового отделения, внутри БТР-70 в укладках перевозятся: два автомата Калашникова, два переносных ЗРК 9К34 «Стрела-3», один гранатомвт РПГ-7 и пять выстрелов к нему, два автоматических гранатомета АГС-17 «Пламя». Движение на плаву осуществляется за счет водометного движителя. На БТР-70 смонтирована радиостанция Р-123М.
Машины последних выпусков имели башни, допускающие большой угол вертикального наведения вооружения. БТР-70 с такой башней принимали участие в параде 7 ноября 1986 года в Москве.
Бронетранспортеры БТР-70 поступали на вооружение Советской Армии, а также ННА ГДР и афганских правительственных войск. В настоящее время эти боевые машины имеются в составе армий почти всех стран СНГ.
С учетом опыта боевого применения колесных бронетранспортеров в Афганистане был разработан бронетранспортер БТР-80. С 1984 года эта боевая машина выпускается серийно.
По общей компоновке БТР-80 сходен со своим предшественником. Отделение управления расположено в передней части корпуса. В нем размещены рабочие места командира машины и механика-водителя. Тут же установлены смотровые приборы, обеспечивающие наблюдение и вождение машины днем и ночью, щиток контрольно-измерительных приборов, органы управления, радиостанция, аппарат переговорного устройства.
Силовое отделение находится в задней части корпуса и изолировано от боевого герметичной перегородкой. В нем размещены двигатель со сцеплением и коробкой передач, представляющие единый силовой блок, водяные и масляные радиаторы, теплообменники, маслоохладитель коробки передач, предпусковой подогреватель двигателя, водомвтный движитель, водооткачивающий насос, фильтровентиляционная установка, топливные баки, генераторы и другое оборудование.
Двигатель — КамАЗ-7403, восьмицилиндровый, четырехтактный, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением цилиндров, турбокомпрессорным наддувом, мощностью 260 л.с. (191 кВт). Применение высокоэкономичного дизеля позволило увеличить по сравнению с БТР-70 запас хода фактически без увеличения объема основных топливных баков. Отпала необходимость и в дополнительных емкостях.
Более высокий крутящий момент двигателя дал возможность повысить среднюю скорость движения машины. Конструкторы позаботились о повышении боеготовности бронетранспортера в холодное время года. Так, при температуре окружающего воздуха от -5°С до -25°С двигатель прогревается предпусковым подогревателем с использованием электрофакельного устройства. Воздух также подогревается факелом пламени, образующимся от сгорания во впускных трубопроводах дизельного топлива во время стартерной прокрутки и начальной работы двигателя до выхода его на устойчивый режим.
Бронетранспортер БТР-80:
1 — осветитель прибора наблюдения командира, 2 — 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВТ, 3 — амбразура для стрельбы из пулемета, 4 — пусковая установка системы 902В «Туча», 5 — амбразуры для стрельбы из автоматов, 6 — верхняя створка двери бокового люка, 7 — нижняя створка двери бокового люка, 8 — 7,62-мм пулемет ПКТ, 9 — крышки воздухопритоков, 10 — волноотражательный щиток, 11—заслонка водометного движителя, 12 — крышка люка ФВУ, 13 — наружный кожух глушителя и эжектора, 14 — крышка люка командира, 15 — крышка лючка для стрельбы из автомата, 16 — крышка верхнего люка боевого отделения, 17 — колпак воздухозаборника двигателя при работе на плаву, 18 — крышка ниши для аккумуляторных батарей, 19 — ящик ЗИП, 20 — колпак воздухозаборника ФВУ, 21 — крышка люка выдачи троса лебедки, 22 — крышки заправочных горловин топливных баков.
Схема трансмиссии:
1 — редуктор лебедки, 2 — раздаточная коробка, 3 — коробка передач, 4 — сцепление, 5 — двигатель, 6 — редуктор водометного движителя, 7 — гребной винт, 8 — колесный редуктор.
Отделение управления:
1 — сиденье механика-водителя, 2 — одноместное сиденье мотострелка, 3 — щиток приборов, 4 — сиденье командира, 5 — приемопередатчик радиостанции, 6 — блок шинных кранов, 7 — рычаг переключения передач КП, 8 — рычаг переключения передач раздаточной коробки, 9 — амбразура для стрельбы из автомата, 10 — прибор наблюдения ТКН-3.