Незадолго до начала Второй мировой войны английский концерн Vickers Armstrong в инициативном порядке разработал проект легкого пехотного танка. Его главный конструктор Лесли Литл попытался совместить в новой машине мощное бронирование, аналогичное пехотному танку А11, и элементы конструкции крейсерских танков А9 и А10, в первую очередь ходовую часть, спроектированную С.Хорстманом и капитаном Роки из фирмы Slow Motion Suspension Co. Ltd. После успешных испытаний шасси, прошедшего без поломок около 1000 км, проект был представлен британскому Военному министерству. Событие это произошло 10 февраля 1938 года, накануне дня Святого Валентина, что и сказалось на названии танка — Infantry Tank Mk III Valentine (пехотный танк Мк III «Валентайн»).
Полноразмерный макет машины изготовили очень быстро — к 14 марта 1938 года, однако заказ на первую серию танков был выдан спустя год — 14 апреля 1939-го. Контракт, подписанный в июне — июле того же года, предусматривал поставку английской армии 625 «валентайнов». К их производству привлекались еще две фирмы: Metropolitan-Cammell Carriage and Wagon Co. Ltd. и Birmingham Railway Carriage and Wagon Co. Ltd. В июне 1940 года из цехов завода Vickers в Ньюкастле начали выходить первые серийные танки.
Пехотный танк «Валентайн» имел классическую компоновку с задним расположением ведущих колес. Главная особенность конструкции корпуса и башни — отсутствие каркасов для их сборки. Броневые плиты обрабатывались по соответствующим шаблонам так, что при сборке они взаимно замыкались. Затем плиты крепились друг к другу болтами, заклепками и шпонками. Допуски при пригонке различных деталей не превышали 0,01 дюйма. На самых первых танках борта башни были составными, но вскоре их заменили литой кольцевой деталью.
Место механика-водителя располагалось в центре передней части танка. Входить и выходить из машины он мог через два люка с откидывающимися крышками. Еще два члена экипажа — наводчик и командир (он же заряжающий и радист) — размещались в башне. В лобовой ее части в литой маске была установлена 2-фунтовая пушка Mk IX и спаренный с ней 7,92-мм пулемет BESA. Справа от них в отдельной маске — 50-мм дымовой гранатомет. Вооружение дополнял 7,69-мм пулемет Вгеп на зенитной установке Lakeman на крыше башни. В задней части башни находились радиостанция № 11 или № 19 и специальное отверстие для вентиляции. Два боковых лючка в башне с броневыми дверцами предназначались для стрельбы из личного оружия и для флажковой сигнализации. Зеркало на левой дверце служило для наблюдения за кормой и за движением машин, идущих сзади. На стенках вращающегося полика боевого отделения башни размещался боекомплект — 60 выстрелов и 3150 патронов (14 коробок по 225 штук в каждой) к пулемету BESA; к полику крепились и сиденья членов экипажа. Боекомплект зенитного пулемета Вгеп — 600 патронов (6 дисковых магазинов) — находился в ящике на задней наружной стенке башни. Для гранатомета предназначались 18 дымовых гранат.
В просторном моторном отделении устанавливался двигатель с агрегатами питания, смазки, охлаждения и электрооборудования. Справа от двигателя — масляный фильтр и две аккумуляторные батареи, а слева — топливный бак. Моторное отделение закрывалось из боевого отделения съемными жалюэи. Для доступа к агрегатам двигателя броневые листы крыши моторного отделения были откидными.
В отделении трансмиссии находились бак системы охлаждения, два радиатора, однодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискорост-ная коробка передач, поперечная передача, два многодисковых сухих фрикциона, полужесткие соединения бортовых фрикционов с бортовыми передачами и масляный бак.
Ходовая часть каждого борта состояла из шести обрезиненных опорных катков, сблокированных по три в две балансирные тележки со специальными пружинами и гидравлическими амортизаторами; ведущего колеса со съемным зубчатым венцом и двумя резиновыми шинами; направляющего колеса с натяжным механизмом и трех обрезиненных поддерживающих роликов. В гусеничной цепи было 103 трака, а их зацепление — цевочным, посередине гусеницы.
Танки «Валентайн» выпускались в 11 модификациях, отличавшихся маркой и типом двигателя, конструкцией башни и вооружением. Вариант «Валентайн I» был единственным, оснащенным карбюраторным двигателем АЕС А189 мощностью 135 л.с. Начиная с модели «Валентайн II» на танк устанавливались только дизельные двигатели, сначала АЕС А190 мощностью 131 л.е., затем, на «Валентайн IV», — американский GMC 6004, за-дросселированный до мощности 138 л.с. Поскольку танкисты жаловались на перегруженность двух членов экипажа, размещенных в башне, то на вариантах «III» и «V» установили трехместную башню, увеличив объем стандартной за счет выдвинутой вперед маски новой формы. Впрочем, трем танкистам в новой башне было слишком тесно, и толку от такого усовершенствования оказалось мало. При общей идентичности «тройка» и «пятерка» отличались друг от друга только маркой двигателя — АЕС А190 и GMC 6004 соответственно. Масса танка возросла ровно на тонну и достигла 16,75 т.
Осенью 1941 года производство «Валентайна» развернулось в Канаде, на заводе монреальской фирмы Canadian Pacific Со. До середины 1943 года здесь было изготовлено 1420 танков модификаций «VI» и «VII», которые почти не отличались от «Валентайна IV». Единственной разницей была марка спаренного пулемета: на «Валентайн VI» — BESA, а на «Валентайн VII» — Browning М1919А4. Часть машин канадского производства имела литую лобовую часть корпуса.
Стремясь повысить огневую мощь танка, британцы установили на «Валентайне VIII» 6-фунтовую пушку. При этом число членов экипажа в башне вновь сократилось до двух. Был ликвидирован и курсовой пулемет, что снизило огневые возможности танка.
Вариант «Валентайн IX» был идентичен своему собрату, за исключением марки силовой установки: на нем стоял дизель GMC 6004, а на «VIII» — АЕС А190.
На «Валентайн X» спаренный пулемет возвратили. А в связи с тем, что масса танка с 6-фунтовой пушкой возросла до 17,2 т, на «десятке» установили дизель GMC 6004 мощностью 165 л.с.
Сами 6-фунтовые пушки были двух модификаций: Mk III с длиной ствола 42,9 калибра и Mk V с длиной ствола 50 калибров. Боекомплект сократился до 58 выстрелов.
Последнюю модификацию — «Валентайн XI» — вооружили 75-мм пушкой. При этом спаренный пулемет опять убрали — его просто некуда было ставить. На этой версии устанавливался двигатель GMC 6004, форсированный до 210 л.с.
Всего до начала 1944 года заводы изготовили 8275 танков «Валентайн» всех модификаций, включая канадские.
Боевое крещение первые «вален-тайны» получили в Северной Африке в ноябре 1941 года под Тобруком. Причем первоначально новые танки состояли на вооружении частей, имевших крейсерские танки, и лишь спустя некоторое время их передали в пехотные танковые части. В 1942 году они составляли большинство боевых машин 4-го Королевского танкового полка и 32-й армейской танковой бригады. Как и все танки, действовавшие в составе английских войск в Северной Африке, «валентайны» оборудовались специальными фальшбортами, снижавшими облако пыли за танком, и дополнительными бочками для воды и топлива, которые монтировались на надгусеничных полках.
Один эскадрон «валентайнов» принимал участие в высадке на о. Мадагаскар в 1942 году. В составе 3-й новозеландской дивизии они воевали на островах Тихого океана. Несколько машин участвовало в боях с японскими войсками в Бирме.
Английские танкисты любили эту боевую машину за толстую броню, простоту и надежность в эксплуатации, обусловленную широким использованием автомобильных агрегатов. А нарекания же в основном вызывала теснота башни и боевого отделения в целом.
Около 200 «валентайнов» разных модификаций состояло на вооружении польских сил на Западе. Одним из первых в августе 1941 года получил эти танки 1 -й польский танковый полк, дислоцированный в Шотландии.
В 1943 — 1945 годах на базе «Валентайна» изготавливались самоход-но-артиллерийские установки «Бишоп» с 25-фунтовой полевой гаубицей-пушкой и «Арчер» с 17-фунтовой противотанковой пушкой.
К моменту высадки в Нормандии «валентайны» были выведены из первой линии танковых частей и использовались в качестве машин специального назначения: мостоукладчиков, минных тральщиков и других. Они служили бронированными подвижными наблюдательными пунктами в частях Королевской артиллерии и применялись как командирские машины в самоходных противотанковых дивизионах, оснащенных «арчерами».
После английских вооруженных сил наибольшее количество «валентайнов» поступило в Красную Армию. Всего в годы войны в Советский Союз по программе ленд-лиза было отправлено 2394 танка английского и 1388 канадского производства всех модификаций, за исключением «Валентайн I». 320 из них пошли на дно вместе с транспортами, погибшими при проводке северных конвоев. В Красной Армии эти боевые машины использовались в отдельных танковых бригадах смешанного состава, в танковых полках ряда механизированных корпусов, например 1 -го и 5-го, и в составе смешанных бригад некоторых танковых корпусов. Боевое крещение на советско-германском фронте «валентайны» получили зимой 1942 года под Старой Руссой и в последующем принимали участие в боевых действиях вплоть до 1945 года.
Отзывы советских танкистов и специалистов о «валентайнах» достаточно противоречивы. В мемуарной литературе эти танки, как правило, ругают (что и неудивительно — иностранную технику тогда было принято ругать): броня тонкая, двигатель слабый, скорость маленькая и т.д. Однако если 60-мм броня считается «слабой», то какая же тогда сильная? На наших KB, к примеру, броня была на 15 мм толще, а весил он аж на 30 т больше. «Двигатель слабый и скорость маленькая» (не больше 32 км/ч) — это так, но танк-то пехотный, предназначался для непосредственного сопровождения пехоты, зачем же ему большая скорость? Неоправданно высокие потери этих танков, как, впрочем, и всех без исключения машин отечественного производства, войска несли при тактически неграмотном их использовании — в отрыве от пехоты, когда танки становились легкой добычей не только немецких артиллеристов, но и пехотинцев.
Живучесть же и надежность «Вален-тайна» была действительно высокой. Об этом свидетельствуют факты. Так, накануне Мелитопольской наступательной операции в составе 19-го танкового корпуса имелся 101 танк Т-34 и 63 танка «Валентайн». За 9 дней боев в октябре — ноябре 1943 года безвозвратные потери составили соответственно 78 и 17 боевых машин. Уступая «тридцатьчетверке» в скорости при практически равных защищенности и огневой мощи (британская 6-фун-товка по бронепробиваемости не уступала нашей 76-мм пушке Ф-34), английский танк несомненно лидировал по количеству и качеству приборов наблюдения. Не случайно британские танковые перископы Mk IV были скопированы в СССР и с 1944 года устанавливались на все советские танки.
К наиболее существенному недостатку «Валентайна», помимо «хронически» тесной башни (как, впрочем, и у Т-34 до 1944 года), можно отнести установку тормозных барабанов на наружной части ведущих колес, вне броневого корпуса, что серьезно повышало их уязвимость. Кстати, любопытно, что в отзывах советских танкистов, в отличие от британских, практически никогда не критикуется теснота боевого отделения — она, по-видимому, была привычной.
Достойная оценка давалась «Ва-лентайну» в советской специальной литературе. Вот что написано о нем в 1945 году в Трудах Военной академии бронетанковых и механизированных войск имени И.В.Сталина: «Mklll, как пехотный (или, придерживаясь весовой классификации — легкий танк), безусловно имеет наиболее плотную общую компоновку и среди этого типа танков является бесспорно наиболее удачным, хотя вынос тормозных барабанов вне корпуса безусловно неправилен. Опыт с танком Mk III прекращает дискуссию о возможности целесообразного использования автомобильных агрегатов для танкостроения». И далее: «Из всех существующих легких танков танк Mk III является наиболее удачным».
По количеству машин, поставленных союзниками для Красной Армии, «Валентайн» занимает второе место после американского «Шермана». О многом говорит и тот факт, что производство «Валентайна», которое планировалось прекратить в 1943 году, продлили до 1944 года — по просьбе Советского Союза.
М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 1'98