На сегодняшний день польский автопром не имеет такой популярности и известности, как, скажем, немецкий или японский. Однако, он имеет богатую и самобытную историю. Особое свое развитие польская автомобильная промышленность получила в социалистической Польской Народной Республике. До войны польский автопром ограничивался лишь сборочными производствами западным автомобильных компаний. Дорожная сеть пркатически отсутствовала, а по количеству авто Польша занимала семнадцатое место в Европе. По состоянию на 1980 год ежегодный выпуск автомобилей в Польше составлял порядка двух миллионов. в стране уже существовала разветвлённая сеть автодорог, в том числе автострад.
В пятидесятых годах ХХ века польским дорожникам при поддержке советских коллег приходилось поднимать транспортную систему ПНР практически из руин. При поддержке инженеров из СССР возводились новые заводы в Варшаве и Люблине. На первом был налажен организовано производство советской Победы, на втором грузовой ГАЗ-51. Позже привлекли специалистов из Франции и Италии.
Однако, польские автопроизводители не ограничивались копированием советских и западных образцов автомобильной техники. Уже в щестидесятых годах они провели модернизацию выпускаемой ими продукции и начали выпускать авто собственной конструкции. Славились автостроители ПНР и своими инновациями. В частности, ими был предлолжен модульный принцип конструирования авто. В 80-е постоянно расширяется производство лицензионных, и собственных образцов.
Наиболее яркий пример подобного "польского подхода" - автомобиль производства варшавского завода ФСО (фабрика самоходов особовых). Автомобиль с красивым именем «Полонез» (Polonez), принадлежал к так называемому малому классу третьей группы (советские аналоги ВАЗ-2103, 2106 и «Москвич-2140»).Однако по своим характеристикам и уровню комфорта он приближался к среднему классу.
Вопреки распространённой в те времена моде на трёхобъёмную компоновку, кузов был двухобъёмный. Багажник оказался неожиданно велик, были применены ставие ныне обыденными складывающиеся сиденья, что добавило салону универсальности. «Полонез» был чуть длиннее Жигулей и «Москвича», при сопоставимых щирине и высоте. Выпуклые боковины и гнутые боковые стёкла добавили свободного пространства в салоне, улучшив аэродинамику кузова.
Объём внутреннего пространства приблизился к салону советской Волги при меньших габаритах. Также стоит отметить хороший обзор через лобовое стекло с большим углом наклона.
Аэродинамика автомобиля была тщательно выверена испытаниями. Это позволило получить более высокую по сравнению с базовым «FIAT-125P» динамику, несмотря на возросшие размеры и массу в 1140 кг.
В салоне автомобиля также много интересного и необычного. Например, квадратные приборы управления. Их изобилие, прямоугольная «диаграммная» форма с мелкими цифрами и знаками выглядят весьма оригинально и модно. Однако информативность и читаемость - дело привычки.
Слева и справа в панель вмонтированы регулируемые сопла вентиляции-отопления. Часть клавишей управления расположена на так называемой консоли справа от водителя. Там же размещен радиоприемник. Большой козырек над панелью предотвращает отражение приборов в сильно наклоненном ветровом стекле. В отличие от модели 125п рычаг передач установлен непосредственно на крышке коробки, а не на особом удлинителе; вследствие этого он выходит в кузов из консоли (на 125п он расположен между сиденьями).
Передние сиденья снабжены автоматически убирающимися пристяжными ремнями и подлокотниками, причем водительское сиденье можно переставить вперед-назад и вверх-вниз, изменить угол наклона. Кроме того, регулируется и угол наклона рулевой колонки. Все, вместе взятое, позволяет хорошо приспособить рабочее место водителя к его комплекции.
Все четыре двери оборудованы поручнями-подлокотниками. Для каждого из трех сидений заднего дивана предусмотрены крепления пристяжных ремней. За спинкой заднего дивана имеется полка, так что содержимое багажника не просматривается через окна. Если же необходимо перевезти в кузове крупногабаритный предмет, полку можно сложить. Она складывается также при открывании (точнее, подъеме) задней, пятой двери. Отметим, что эта дверь снабжена по бокам подпорками с пневматическим (газовым) уравновешиванием, так что подъем не требует больших усилий.
Механизмы «Полонеза» в значительной мере заимствованы от модели 125п. Двигатель - 4-цилиндровый, рядный, 4-тактный. Верхние клапаны расположены наклонно в два ряда, привод от нижнего распределительного вала; привод вала - зубчатый резиновый ремень, находящийся в особом кожухе. Охлаждение водяное. Диаметр цилиндра 79,5 мм, ход поршня 72 («1300») или 77 («1500») мм. Мощность 48 или 56 кВт (65 или 76 л. с.). На машине устанавливается один из двух вариантов двигателя - рабочего объема 1,3 и 1,5 л (модели «1300» и «1500»). На будущее предусмотрены двигатели объема 1,6 и 2,0 л. По сравнению с базовыми двигателями изменены системы питания, смазки, охлаждения, распределения. Вентилятор охлаждения приводится в действие электромотором, который включается только при перегреве двигателя. Эти меры способствуют бесшумности машины. Установлен новый карбюратор. В спецификации предусмотрены как 4-ступенчатая, так и 5-ступенчатая коробки передач, у последней пятая передача - повышающая. Она удобна для движения по автострадам, бесшумна, экономит топливо.
Трансмиссия - однодисковое сцепление с механическим приводом от педали, полностью синхронизированная 4-ступенчатая (в перспективе 5-ступенчатая) коробка передач, привод заднего моста двухзвенным карданным валом. Тормоза - дисковые на всех колесах, с гидравлическим двухконтурным приводом.
Подвеска - передняя независимая, пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя на продольных рессорах с двумя реактивными штангами, амортизаторы телескопические. Шины - 175RS 13.
При изучении конструкции «Полонеза» обращают на себя внимание элементы, направленные на обеспечение активной и пассивной безопасности, - тут «анатомическое» рабочее место водителя, мощная тормозная система, задний стеклоочиститель, буфера со всех сторон кузова, жесткое строение его корпуса, мягкие, «травмобезопасные» детали внутренней отделки.
В известной мере обеспечивает безопасность даже сама форма машины. Благодаря большой поверхности задней части кузова автомобиль менее подвержен влиянию порывов бокового ветра, чем при трехобъемной компоновке.
Несколько слов о скоростных качествах «Полонеза». Он легко и устойчиво, без всякого переутомления для механизмов (для пассажиров тоже!) на свободных участках трассы развивает 130-140 км/ч (на польских автострадах скорость практически не ограничена). Причем шум не слишком беспокоит, можно разговаривать, почти не повышая голоса. Таков результат тщательной отработки конструкции двигателя и изоляции кузова, удачного выбора рисунка шин, исследований аэродинамики автомобиля.
И в дождливую погоду благоприятно сказывается обтекаемость кузова. Он не слишком забрызгивается, а с ветрового стекла капли сдуваются, очиститель лишь помогает их удалению. Очень полезен и удобен задний стеклоочиститель.
Впрочем, не существует автомобилей без недостатков. Есть они и у «Полонеза». К ним можно отнести некоторую жесткость подвески (ощущается преодоление колесами мелких неровностей дороги) и, как об этом уже говорилось, плохую читаемость приборов.
В наше время принято давать автомобилю, как говорится, «интегральную» оценку, то есть такую, при которой учитывается весь комплекс его качеств, а каждому качеству в зависимости от его важности придают некий так называемый «коэффициент весомости». Так вот, интегральная оценка «Полонеза» была бы, вероятно, высокой. Его немногие недостатки отходят на задний план перед скоростью, обтекаемостью, обзором дороги, просторностью кузова, большим багажником, обеспечением безопасности, оригинальным и прогрессивным внешним видом.
Перспективный трехдверный вариант автомобиля «Полонез».
По планам завода ФСО намечено, кроме описанной нами пятидверной модели, выпускать трехдверную. Особенность ее в том, что боковые двери увеличены, а заднее окно удлинено и перекрывает участок, занятый на пятидверной модели черной накладкой.
«Полонез» будет постепенно вытеснять с конвейера модель «Фиат-125п», пока завод не перейдет полностью на его производство.
СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ
Простые формы «Полонеза» очень удобны для создания моделей-копий любого вида. Но на модели малого масштаба эта же простота может создать впечатление примитивности, если не акцентировать некоторые детали. Сказанное в особенности относится к рельефу боковин кузова. Ширина очень деликатно выполненных на реальном автомобиле уступов в 15-20 мм составит в масштабе, скажем, 1:25 менее миллиметра, и они зрительно пропадут. Стало быть, следует несколько утрировать уступы и другие мелкие детали.
Второй совет относится к окраске. «Полонез» выпускается с кузовами самых различных цветов. Наиболее распространены и типичны для него белый, золотисто-коричневый, темно-голубой (см. рисунок на вкладке), зеленый и красный. На наш взгляд, к архитектуре данной машины больше подходят сравнительно темные цвета, так как на фоне светлых слишком резко выглядят черные деталь передней и задней облицовок, буферов, боковых накладок и покрытых антикоррозийной пастой панелей порогов. Но темные не значит глухие, мрачные, тем более для моделей. Итак, активная, яркая, но не слишком светлая окраска.
Внутренняя обшивка «Полонеза» в основном черная, кроме потолка. Это сделано не случайно. Яркие и светлые цвета внутренней отделки могли бы отвлечь внимание водителя от наблюдения за дорогой, ухудшить обзор из-за отражений в оконных стеклах. Даже детали стеклоочистителя покрыты не блестящим, а черным хромом.
Обратите внимание на колеса. Они выпускаются в двух вариантах. У первого - отверстия в дисках объединены в четыре группы, в промежутках выштампованы «спицы». Этот вариант колес используется без декоративных колпаков, но с хромированными колпачком ступицы и головками винтов. Второй вариант - обычный, с отверстиями по всему периметру и декоративными колпаками.
Внешние осветительные приборы «Полонеза» весьма рациональны. Противотуманные фонари под передним буфером - стандартное оборудование. Комбинация задних фонарей содержит фару заднего хода (стекло белого цвета), указатель поворота (оранжевый цвет), габаритный фонарь, стоп-сигнал и отражатель (красного цвета). На передних крыльях установлены двухцветные повторители указателей поворота.
Рабочее место водителя. Спинка левого сиденья откинута, правое показано условной линией.
Фирменная надпись установлена около края задней двери. На решетке радиатора дается правая часть надписи.
Панель приборов (слева направо): сопло вентиляции, клавиши управления отоплением, скоростеметр и счетчик пробега, указатели уровня бензина, давления масла и температуры поды, часы, тахометр: под указателями - контрольные лампы тормоза, «подсоса», ближнего и дальнего света фар, зарядки аккумулятора, аварийной сигнализации и указателей поворота. Заводская марка расположена на ступице рулевого колеса.