ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

САУ 2С3 Акация

САУ 2С3 Акация
посмотреть галерею

Самоходные гаубицы впервые нашли боевое применение в ходе Второй мировой войны. Они широко использовались в германской, британской и американской армиях. В СССР 152-мм гаубица М-10 размещалась в танке КВ-2, а 122-мм гаубица М-30 — в самоходной установке СУ-122, созданной на базе танка Т-34. Угол возвышения в этих установках был очень мал, и о навесной стрельбе не могло быть и речи, поэтому гаубицы выполняли функции пушек.

В 1947—1953 годах началось проектирование и первых отечественных самоходных гаубиц. Но в середине 50-х годов Н.С.Хру-щев попал под влияние ученых-атомщиков и ракетчиков, говоривших о десятках мегатонн, тысячах километров дальности стрельбы и т.д. Зачем нужны какие-то самолеты, надводные корабли, танки, пушки, когда есть универсальное оружие, способное уничтожить в течение часа любого противника? Однако на это требовались огромные средства, и Хрущев начал «крестовый поход» против обычного вооружения. Так, полностью были прекращены все работы по железнодорожной и береговой артиллерии, по зенитным орудиям среднего и крупного калибра, по корабельным орудиям калибра свыше 76 мм и полевой артиллерии (корпусной и особой мощности). То же коснулось и самоходной артиллерии. Надо отметить, что и в США складывалась похожая ситуация, но там раньше осознали свой промах.

Результаты такой политики оказались плачевными. В постоянно возникавших локальных войнах выявилась незаменимость самоходной артиллерии. Мало того, во многих ситуациях артиллерия становилась единственной реальной силой, когда применение авиации и тактических ракет было невозможно. Примеров таких конфликтов десятки: 50-е годы — артиллерийская дуэль в Формозском проливе между КНР и обосновавшимися на островах американцами и гоминдановцами; 60-е — бои за остров Даманский между СССР и КНР; 70-е — «первая социалистическая война» между Вьетнамом и КНР; в 1967— 1972 годах — артиллерийская дуэль через Суэцкий канал Египта с Израилем, наконец, в 90-х — война в Боснии. Везде тяжелая артиллерия подтвердила, что она была, есть и будет богом войны и последним доводом королей.

Работы над САУ возобновились только после ухода Хрущева. Постановление Совета Министров от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему начались полномасштабные работы по САУ «Акация», «Гвоздика», «Фиалка» и 240-мм самоходному миномету «Тюльпан».

Проектирование и изготовление опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2СЗ «Акация» проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им. М.И.Калинина, а шасси — на заводе «Уралтрансмаш».

Артиллерийская часть САУ разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) — 2АЗЗ.

Ствол гаубицы состоит из трубы-моноблока, двухкаморного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвора с полуавтоматикой механического (ко-пирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа и пневматического накатника. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510— 710 мм, а предельная — 740 мм.

Ручной подъемный механизм гаубицы оснащен одним сектором и уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф.

Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Но ГАУ (прежнее название ГРАУ) периодически охватывало желание заменить раздельногильзовое заряжание картузным, преимуществом которого является сравнительно небольшой выигрыш в стоимости выстрела. Однако введение его усложняет заряжание орудий, хранение боеприпасов и создает серьезные проблемы с обтюрацией пороховых газов. Так, в 1938—1940 годах крохоборы из ГАУ попытались ввести картузное заряжание в 152-мм гаубице-пушке МЛ-20, в гаубице Д-1 и других системах. Изготовили с десяток опытных систем, израсходовали большие средства и в результате от этой затеи отказались. В 1967 году «картузная болезнь» дала рецидив в ГРАУ. В ОКБ-9 для САУ «Гвоздика» и «Акация» были спроектированы гаубицы с картузным заряжанием 122-мм Д-16 и 152-мм Д-11 на базе штатных гаубиц Д-32 и Д-22. Опять же изготовили опытные образцы, но полигонные испытания их прошли неудачно. Началась длительная доработка. Результат был тем же, что и в 1940 году. В марте 1972 года работы по модернизированным Д-16М и Д-11М прекратили.

Первые два опытных образца 2СЗ были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались непринятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний.

В конце концов, с проблемой загазованности с грехом пополам справились, ив 1971 году САУ 2СЗ «Акация» была принята на вооружение. Серийное производство самоходок развернули в 1970 году на головном предприятии — УЗТМ. Первые три машины собрали в декабре. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть — в декабре. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.

Шасси «Акации» разработано на базе пусковой установки ЗРК «Круг» (объект 123), которое в свою очередь создали на базе опытной самоходной установки СУ-100П (объект 105). Новое шасси получило индекс «объект 303». 2СЗ разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель.

Отсек силовой установки находится справа в носовой части. В нем помещен двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукпадки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего — справа. Командир располагается сзади наводчика.

«Акация» обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,6 кг/см2, что соответствует давлению на грунт ноги человека. САУ может преодолевать подъемы и спуски крутизной до 30°, рвы шириной до 3 м и dthтикальные стенки высотой до 0,7 м, а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины — не более 25°.

Установка снабжена системой защиты от радиоактивного заражения, действующей автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве.

Для защиты экипажа от оружия массового поражения корпус САУ обладает герметичностью, которая поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, помещенным внутри машины. Однако при стрельбе выстрелами, подаваемыми с грунта, о герметичности и речи нет. В САУ установлена автоматическая противопожарная система, включающаяся при повышении температуры в боевом или силовом отделениях.

Корпус и башня сварные из катаных броневых листов, которые защищают от бронебойной пули с дистанции 300 м. Имеется система герметизации обитаемых отделений и фильтровентиляционная установка.

Двигатель — 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-59. Трансмиссия механическая, двухпоточная. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Гусеница с резинометаллическим шарниром имеет ширину трака 490 мм.

Боекомплект первоначально состоял из 40 выстрелов, находившихся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

В 1975 году вместо двух механизированных боеукпадок ввели одну — барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная САУ получила индекс 2СЗМ, а гаубица — 2АЗЗМ.

В боекомплект «Акации» вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества — 5,86 кг) и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6,88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цели, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т.д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной целью (крышей дота, дома, танка и т.п.) резко возрастает эффективность действия снаряда. И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17 053 м до 6751 м.

Для борьбы с танками в боекомплект 2СЗ входит кумулятивный снаряд (бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы) БП-540. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 массой 5,6 кг, начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность 3000 м. По нормали он пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° — 220 мм, под углом 30° — 120 мм.

В штатный боекомплект 2СЗМ обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ-540 и ОФ-25 и четыре кумулятивных — БП-540. Но «Акация» может стрелять и другими снарядами, например, осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд; химическим 3X3, всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МЛ-20 и Д-20, а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1. Кроме того, по сведениям западной печати, в 70-х годах 2СЗ была оснащена выстрелом с ядерным боеприпасом.

В 1987 году индекс самоходного орудия изменился еще раз на 2СМ1. Цифра 1 означает оснащение САУ аппаратурой приема командной информации и новым прицелом. САУ авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.

Производство «Акации» было прекращено приблизительно в 1993 году. Из ее тактико-технических данных видно, что она проектировалась как ответ на принятие на вооружение в 1962 году американских 155-мм гаубиц М109 и 203-мм М110. Конечно, не совсем корректно сравнивать 152-мм гаубицу с 203-мм, но, увы, у нас 203-мм самоходных гаубиц тогда и в помине не было.

По дальности огня «Акация» была сопоставима с М109 и превосходила М110, а действие нашего 152-мм снаряда ОФ-540 — с действием американского 155-мм. Другой вопрос, что в 60-х годах САУ проектировалась не только под осколочно-фугасные снаряды, их куда более грозным оружием были выстрелы с ядерными и химическими боевыми частями.

В 1963 году для 155-мм гаубиц М109 в США приняли на вооружение снаряд М-454 с ядерным боеприпасом W-48 мощностью 0,1 кт, длиной в 5,5 клб и массой 58 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляла 14 км, а минимальная — 2 км.

В 1964 году для 203-мм гаубицы М110 был принят на вооружение снаряд М-442 с ядерным боеприпасом W-33 мощностью 10 кт, длиной в 4,5 клб и массой 110 кг, а в 1981 году для М110А2 — снаряд М-753 с ядерным боеприпасом W-79 мощностью 2,2 кт, длиной 5,4 клб и массой 98 кг. В США изготовлены тысячи ядерных снарядов калибра 155 и 203 мм. У нас же на информацию о ядерных и химических боеприпасах всегда было наложено строжайшее табу. Подобно старухам, боявшимся произнести слово «черт» и называвшим его «нечистым», наши генералы даже в совсекретных документах именовали ядерные боеприпасы «спецбоеприпасами». По сведениям западной прессы, в СССР ядерными боеприпасами для артиллерийских орудий занялись лишь в 70-х годах. Что же касается химических снарядов 152-мм калибра, то их было буквально навалом аж с 1916 года. Так как гаубица Д-22 вела свой род от буксируемой гаубицы Д-29, а та — от гаубицы-пушки МЛ-20, а та в свою очередь — от 152-мм осадной пушки Шнейдера обр. 1910 года, то «Акация» может стрелять всеми химическими боеприпасами, созданными с 1916 года.

По мобильности и проходимости «Акация» близка к М109. В справочниках указывается, что М109 плавающая машина, а «Акация» — нет. На самом деле М109 скорее условно плавающая, так как удерживается на воде с помощью специального комплекта плавсредств, состоящего из шести надувных прорезиненных контейнеров и трех волноотражающих щитков. Движение на плаву осуществляется перемоткой гусениц. Гаубица может вести огонь с воды, но только с целью произведения шумового эффекта вследствие того, что горизонтальное наведение в этом случае не удается, а наведение поворотом корпуса на ходу приводит к потере меткости стрельбы.

В середине 70-х годов американская гаубица М109 была модернизирована и получила индекс М109А2. Аналогично в 1978 году принимается на вооружение модернизированная М110А2. Основной целью модернизации являлось улучшение баллистических данных гаубиц. В обеих системах удлинили ствол и увеличили заряд. Дальность стрельбы обычными 155-мм и 203-мм осколочно-фугасными снарядами стала существенно больше, чем у «Акации» (М109А2 — 22 км и М110А2 — 24 км). Кроме того, в боекомплект М109А2 и М110А2 вошли активно-реактивные снаряды. Масса модернизированных гаубиц несколько возросла, но, по мнению американских специалистов, это не слишком отразилось на проходимости и маневренности САУ.

«Акация» достаточно хорошо зарекомендовала себя в Афганистане, а также во всех конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР. Она состоит на вооружении нескольких стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. К настоящему времени «Акация» считается устаревшей САУ, в первую очередь это касается дальности стрельбы.

 

2С3 Акация

Самоходная артиллерийская установка 2СЗ «Акация»:

1 — 152-мм гаубица, 2 — прицел, 3 — башня, 4 — приборы наблюдения, 5 — прожектор, 6 — антенна радиостанции, 7 —колесо направляющее, 8 — каток поддерживающий, 9—каток опорный, 10 — звездочка ведущая, 11 — кронштейн крепления гаубицы по-походному, 12 — люк командира, 13 — люк механика-водителя, 14 — крышки моторно-трансмиссионного отсека, 15 — лючок для подачи боеприпасов с грунта, 16—люк заряжающего, 17 — пулемет ПКТ, 18—решетка выхлопного коллектора, 19 — корпус.

Сравнительные характеристики САУ 2С3М "Акация" с зарубежными аналогами

Индекс САУ

2СЗМ

М109

М110

Калибр орудия, мм

152

155

203,4

Длина ствола, клб

27,0

—

—

Угол ВН, град.

-4.. .+60

-3...+74

0...+65

Угол ГН, град.

360

360

60

Маса установки, т:

27,5

24,5

26,5

Боекомплект, выстр.

40/46

56

—

Число пулеметов/калибр, шт/мм

1/7,62

1/12,7

—

Экипаж, чел.

4

6

13

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой

7765

6620

7560

длина корпуса

6970

—

—

ширина

3250

3580

3150

высота

2615

2800

2900

клиренс

450

—

-

Максимальная мощность двигателя, л.с.

520

340

420

Емкость топливных баков, л

830

—

_

Макс, скорость по шоссе, км/ч

60

56

55

Запас хода по шоссе по топливу, км

500

350

700

Скорострельность без перекомплектации зарядов, выстр/мин.:

прямой наводкой из укладки башни

3,5

6

13

прямой наводкой из укладки корпуса

2,6

—

—

при стрельбе с закрытых позиций

и подаче выстрелов с грунта

3,4

—

—

средняя при полном расходе

возимого боекомплекта

1,9

—

—

Макс, дальность стрельбы, км

17

18,1

16,8

Дальность стрельбы прямой наводкой, км

4

—

-

 

 

САУ 2С3 АкацияСАУ 2С3 АкацияСАУ 2С3 АкацияСАУ 2С3 АкацияСАУ 2С3 АкацияСАУ 2С3 АкацияСАУ 2С3 АкацияСАУ 2С3 АкацияСАУ 2С3 Акация
в начало статьи

Смотрите также

  • Самоходная пушка 2С5 Гиацинт
  • САУ Су-100
  • САУ СУ-122 - первая самоходка Уралмаша
  • 152-мм САУ Мста-С
  • Россомаха и Ахилес (американские САУ M10/M36)
  • Самоходки на колёсах
  • Американские истребители танков
  • Зверобой - гроза "Тигров" и "Пантер" (ИСУ-152)

Случайные статьи

Испанский дебют Люфтваффе (Heinkel He-111)

Heinkel He-111

Первые самолёты Павла Сухого (Су-1)

Су-1

Рысь для Бундесвера (бронетранспортёр SpaPz-2 Luchs)

бронетранспортёр SpaPz-2 Luchs

Истребитель J2M3 «Рэйден»

Истребитель J2M3 «Рэйден»

Ju-188. Бомбардировщик и разведчик

Junkers Ju-188

Основной боевой танк ABRAMS

Основной боевой танк ABRAMS

Боевая машина пехоты БМП-3

Боевая машина пехоты БМП-3

Стотонный убийца авианосцев (сверхзвуковой бомбардировщик Т-4)

Т-4 сотка

Основной боевой танк Т-72

Основной боевой танк Т-72

БМ-21 "Град" - реактивная система залпового огня

БМ-21 "Град"

Итальянская "Рысь" (бронированный автомобиль IVECO 65T19WM LMV)

Рысь

Всепогодный и ракетонносный первенец (перехватчик МиГ-17ПФУ)

перехватчик МиГ-17ПФУ

Британский бомбардировщик для ядерной бомбы (Canberra).

Английский бомбардировщик Canberra

Ракетно-ядерный убийца B-58 Hustler

Сверхзвуковой бомбардировщик B-58 Hustler

Вспыльчивый Спитфайр

Supermarine Spitfire
  • Статьи |
  • Артиллерия |
  • САУ 2С3 Акация

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика