Самоходные гаубицы впервые нашли боевое применение в ходе Второй мировой войны. Они широко использовались в германской, британской и американской армиях. В СССР 152-мм гаубица М-10 размещалась в танке КВ-2, а 122-мм гаубица М-30 — в самоходной установке СУ-122, созданной на базе танка Т-34. Угол возвышения в этих установках был очень мал, и о навесной стрельбе не могло быть и речи, поэтому гаубицы выполняли функции пушек.
В 1947—1953 годах началось проектирование и первых отечественных самоходных гаубиц. Но в середине 50-х годов Н.С.Хру-щев попал под влияние ученых-атомщиков и ракетчиков, говоривших о десятках мегатонн, тысячах километров дальности стрельбы и т.д. Зачем нужны какие-то самолеты, надводные корабли, танки, пушки, когда есть универсальное оружие, способное уничтожить в течение часа любого противника? Однако на это требовались огромные средства, и Хрущев начал «крестовый поход» против обычного вооружения. Так, полностью были прекращены все работы по железнодорожной и береговой артиллерии, по зенитным орудиям среднего и крупного калибра, по корабельным орудиям калибра свыше 76 мм и полевой артиллерии (корпусной и особой мощности). То же коснулось и самоходной артиллерии. Надо отметить, что и в США складывалась похожая ситуация, но там раньше осознали свой промах.
Результаты такой политики оказались плачевными. В постоянно возникавших локальных войнах выявилась незаменимость самоходной артиллерии. Мало того, во многих ситуациях артиллерия становилась единственной реальной силой, когда применение авиации и тактических ракет было невозможно. Примеров таких конфликтов десятки: 50-е годы — артиллерийская дуэль в Формозском проливе между КНР и обосновавшимися на островах американцами и гоминдановцами; 60-е — бои за остров Даманский между СССР и КНР; 70-е — «первая социалистическая война» между Вьетнамом и КНР; в 1967— 1972 годах — артиллерийская дуэль через Суэцкий канал Египта с Израилем, наконец, в 90-х — война в Боснии. Везде тяжелая артиллерия подтвердила, что она была, есть и будет богом войны и последним доводом королей.
Работы над САУ возобновились только после ухода Хрущева. Постановление Совета Министров от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему начались полномасштабные работы по САУ «Акация», «Гвоздика», «Фиалка» и 240-мм самоходному миномету «Тюльпан».
Проектирование и изготовление опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2СЗ «Акация» проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им. М.И.Калинина, а шасси — на заводе «Уралтрансмаш».
Артиллерийская часть САУ разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) — 2АЗЗ.
Ствол гаубицы состоит из трубы-моноблока, двухкаморного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвора с полуавтоматикой механического (ко-пирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа и пневматического накатника. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510— 710 мм, а предельная — 740 мм.
Ручной подъемный механизм гаубицы оснащен одним сектором и уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф.
Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Но ГАУ (прежнее название ГРАУ) периодически охватывало желание заменить раздельногильзовое заряжание картузным, преимуществом которого является сравнительно небольшой выигрыш в стоимости выстрела. Однако введение его усложняет заряжание орудий, хранение боеприпасов и создает серьезные проблемы с обтюрацией пороховых газов. Так, в 1938—1940 годах крохоборы из ГАУ попытались ввести картузное заряжание в 152-мм гаубице-пушке МЛ-20, в гаубице Д-1 и других системах. Изготовили с десяток опытных систем, израсходовали большие средства и в результате от этой затеи отказались. В 1967 году «картузная болезнь» дала рецидив в ГРАУ. В ОКБ-9 для САУ «Гвоздика» и «Акация» были спроектированы гаубицы с картузным заряжанием 122-мм Д-16 и 152-мм Д-11 на базе штатных гаубиц Д-32 и Д-22. Опять же изготовили опытные образцы, но полигонные испытания их прошли неудачно. Началась длительная доработка. Результат был тем же, что и в 1940 году. В марте 1972 года работы по модернизированным Д-16М и Д-11М прекратили.
Первые два опытных образца 2СЗ были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались непринятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний.
В конце концов, с проблемой загазованности с грехом пополам справились, ив 1971 году САУ 2СЗ «Акация» была принята на вооружение. Серийное производство самоходок развернули в 1970 году на головном предприятии — УЗТМ. Первые три машины собрали в декабре. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть — в декабре. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.
Шасси «Акации» разработано на базе пусковой установки ЗРК «Круг» (объект 123), которое в свою очередь создали на базе опытной самоходной установки СУ-100П (объект 105). Новое шасси получило индекс «объект 303». 2СЗ разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель.
Отсек силовой установки находится справа в носовой части. В нем помещен двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.
Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукпадки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего — справа. Командир располагается сзади наводчика.
«Акация» обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,6 кг/см2, что соответствует давлению на грунт ноги человека. САУ может преодолевать подъемы и спуски крутизной до 30°, рвы шириной до 3 м и dthтикальные стенки высотой до 0,7 м, а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины — не более 25°.
Установка снабжена системой защиты от радиоактивного заражения, действующей автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве.
Для защиты экипажа от оружия массового поражения корпус САУ обладает герметичностью, которая поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, помещенным внутри машины. Однако при стрельбе выстрелами, подаваемыми с грунта, о герметичности и речи нет. В САУ установлена автоматическая противопожарная система, включающаяся при повышении температуры в боевом или силовом отделениях.
Корпус и башня сварные из катаных броневых листов, которые защищают от бронебойной пули с дистанции 300 м. Имеется система герметизации обитаемых отделений и фильтровентиляционная установка.
Двигатель — 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-59. Трансмиссия механическая, двухпоточная. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Гусеница с резинометаллическим шарниром имеет ширину трака 490 мм.
Боекомплект первоначально состоял из 40 выстрелов, находившихся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).
В 1975 году вместо двух механизированных боеукпадок ввели одну — барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная САУ получила индекс 2СЗМ, а гаубица — 2АЗЗМ.
В боекомплект «Акации» вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества — 5,86 кг) и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6,88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цели, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т.д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной целью (крышей дота, дома, танка и т.п.) резко возрастает эффективность действия снаряда. И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17 053 м до 6751 м.
Для борьбы с танками в боекомплект 2СЗ входит кумулятивный снаряд (бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы) БП-540. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 массой 5,6 кг, начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность 3000 м. По нормали он пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° — 220 мм, под углом 30° — 120 мм.
В штатный боекомплект 2СЗМ обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ-540 и ОФ-25 и четыре кумулятивных — БП-540. Но «Акация» может стрелять и другими снарядами, например, осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд; химическим 3X3, всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МЛ-20 и Д-20, а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1. Кроме того, по сведениям западной печати, в 70-х годах 2СЗ была оснащена выстрелом с ядерным боеприпасом.
В 1987 году индекс самоходного орудия изменился еще раз на 2СМ1. Цифра 1 означает оснащение САУ аппаратурой приема командной информации и новым прицелом. САУ авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.
Производство «Акации» было прекращено приблизительно в 1993 году. Из ее тактико-технических данных видно, что она проектировалась как ответ на принятие на вооружение в 1962 году американских 155-мм гаубиц М109 и 203-мм М110. Конечно, не совсем корректно сравнивать 152-мм гаубицу с 203-мм, но, увы, у нас 203-мм самоходных гаубиц тогда и в помине не было.
По дальности огня «Акация» была сопоставима с М109 и превосходила М110, а действие нашего 152-мм снаряда ОФ-540 — с действием американского 155-мм. Другой вопрос, что в 60-х годах САУ проектировалась не только под осколочно-фугасные снаряды, их куда более грозным оружием были выстрелы с ядерными и химическими боевыми частями.
В 1963 году для 155-мм гаубиц М109 в США приняли на вооружение снаряд М-454 с ядерным боеприпасом W-48 мощностью 0,1 кт, длиной в 5,5 клб и массой 58 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляла 14 км, а минимальная — 2 км.
В 1964 году для 203-мм гаубицы М110 был принят на вооружение снаряд М-442 с ядерным боеприпасом W-33 мощностью 10 кт, длиной в 4,5 клб и массой 110 кг, а в 1981 году для М110А2 — снаряд М-753 с ядерным боеприпасом W-79 мощностью 2,2 кт, длиной 5,4 клб и массой 98 кг. В США изготовлены тысячи ядерных снарядов калибра 155 и 203 мм. У нас же на информацию о ядерных и химических боеприпасах всегда было наложено строжайшее табу. Подобно старухам, боявшимся произнести слово «черт» и называвшим его «нечистым», наши генералы даже в совсекретных документах именовали ядерные боеприпасы «спецбоеприпасами». По сведениям западной прессы, в СССР ядерными боеприпасами для артиллерийских орудий занялись лишь в 70-х годах. Что же касается химических снарядов 152-мм калибра, то их было буквально навалом аж с 1916 года. Так как гаубица Д-22 вела свой род от буксируемой гаубицы Д-29, а та — от гаубицы-пушки МЛ-20, а та в свою очередь — от 152-мм осадной пушки Шнейдера обр. 1910 года, то «Акация» может стрелять всеми химическими боеприпасами, созданными с 1916 года.
По мобильности и проходимости «Акация» близка к М109. В справочниках указывается, что М109 плавающая машина, а «Акация» — нет. На самом деле М109 скорее условно плавающая, так как удерживается на воде с помощью специального комплекта плавсредств, состоящего из шести надувных прорезиненных контейнеров и трех волноотражающих щитков. Движение на плаву осуществляется перемоткой гусениц. Гаубица может вести огонь с воды, но только с целью произведения шумового эффекта вследствие того, что горизонтальное наведение в этом случае не удается, а наведение поворотом корпуса на ходу приводит к потере меткости стрельбы.
В середине 70-х годов американская гаубица М109 была модернизирована и получила индекс М109А2. Аналогично в 1978 году принимается на вооружение модернизированная М110А2. Основной целью модернизации являлось улучшение баллистических данных гаубиц. В обеих системах удлинили ствол и увеличили заряд. Дальность стрельбы обычными 155-мм и 203-мм осколочно-фугасными снарядами стала существенно больше, чем у «Акации» (М109А2 — 22 км и М110А2 — 24 км). Кроме того, в боекомплект М109А2 и М110А2 вошли активно-реактивные снаряды. Масса модернизированных гаубиц несколько возросла, но, по мнению американских специалистов, это не слишком отразилось на проходимости и маневренности САУ.
«Акация» достаточно хорошо зарекомендовала себя в Афганистане, а также во всех конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР. Она состоит на вооружении нескольких стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. К настоящему времени «Акация» считается устаревшей САУ, в первую очередь это касается дальности стрельбы.
Самоходная артиллерийская установка 2СЗ «Акация»:
1 — 152-мм гаубица, 2 — прицел, 3 — башня, 4 — приборы наблюдения, 5 — прожектор, 6 — антенна радиостанции, 7 —колесо направляющее, 8 — каток поддерживающий, 9—каток опорный, 10 — звездочка ведущая, 11 — кронштейн крепления гаубицы по-походному, 12 — люк командира, 13 — люк механика-водителя, 14 — крышки моторно-трансмиссионного отсека, 15 — лючок для подачи боеприпасов с грунта, 16—люк заряжающего, 17 — пулемет ПКТ, 18—решетка выхлопного коллектора, 19 — корпус.
Сравнительные характеристики САУ 2С3М "Акация" с зарубежными аналогами
Индекс САУ |
2СЗМ |
М109 |
М110 |
Калибр орудия, мм |
152 |
155 |
203,4 |
Длина ствола, клб |
27,0 |
— |
— |
Угол ВН, град. |
-4.. .+60 |
-3...+74 |
0...+65 |
Угол ГН, град. |
360 |
360 |
60 |
Маса установки, т: |
27,5 |
24,5 |
26,5 |
Боекомплект, выстр. |
40/46 |
56 |
— |
Число пулеметов/калибр, шт/мм |
1/7,62 |
1/12,7 |
— |
Экипаж, чел. |
4 |
6 |
13 |
Габаритные размеры, мм: |
|||
длина с пушкой |
7765 |
6620 |
7560 |
длина корпуса |
6970 |
— |
— |
ширина |
3250 |
3580 |
3150 |
высота |
2615 |
2800 |
2900 |
клиренс |
450 |
— |
- |
Максимальная мощность двигателя, л.с. |
520 |
340 |
420 |
Емкость топливных баков, л |
830 |
— |
_ |
Макс, скорость по шоссе, км/ч |
60 |
56 |
55 |
Запас хода по шоссе по топливу, км |
500 |
350 |
700 |
Скорострельность без перекомплектации зарядов, выстр/мин.: |
|||
прямой наводкой из укладки башни |
3,5 |
6 |
13 |
прямой наводкой из укладки корпуса |
2,6 |
— |
— |
при стрельбе с закрытых позиций |
|||
и подаче выстрелов с грунта |
3,4 |
— |
— |
средняя при полном расходе |
|||
возимого боекомплекта |
1,9 |
— |
— |
Макс, дальность стрельбы, км |
17 |
18,1 |
16,8 |
Дальность стрельбы прямой наводкой, км |
4 |
— |
- |