Спросите пилотов послевоенной поры, на каком самолете они постигали азбуку летного дела, поднимаясь в небо end-чала с инструктором, а затем самостоятельно. «Як-18*, — единодушно ответят они. Именно на этом надежном и не* прихотливом одномоторном моноплане открыли себе доро* гу в авиацию Ю. А. Гагарин, сегодняшние испытатели сверхзвуковых машин, асы ВВС и командиры многоместных лайнеров Аэрофлота.
Более двух десятков лет Як-18 верно служил советским авиаторам, именуясь «самолетом первоначального обучения и «учебно-тренировочной машиной*. Все эти годы авиация стремительно набирала темпы. Иными стали и требования, предъявляемые к методам обучения летчиков. Это послужило стимулом для создания новой машины.
Як-18Т — легкий многоцелевой самолет. Он экспонировался на ВДНХ и был удостоен диплома и золотой медали
В двухместном варианте Як-18Т позволяет выполнять весь комплекс фигур высшего пилотажа. За все эти неоценимые качества Як-18Т завоевал репутацию «летающей парты» наших дней.
Первым учебным самолетом в нашей стране был У-1, строившийся некоторое время по образцу трофейного английского биплана «Авро-504К». В 1928 году появился У-2 конструкции Н. Н. Поликарпова — двухместный учебный самолет с отечественным мотором М-11. «Небесный тихоход» оказался на редкость удачным и на протяжении многих лет был основным самолетом в наших летных школах.
В середине 30-х годов Военно-Воздушные Силы и Аэрофлот стали получать скоростные самолеты. Их пилотирование требовало соответствующих навыков. Поэтому и летным школам, и строевым подразделениям потребовались более скоростные учебные и учебно-тренировочные самолеты. Советские конструкторы создали несколько типов таких машин, в том числе УТ-2 и УТ-1, разработайные под руководством А. С. Яковлева.
В послевоенный период были созданы новые учебные и учебно-спортивные самолеты типа Як-18. Начиная С 1946 года, когда вышел первый Як-18 с мотором М-11, и до 1971 года, когда был построен последний Як-18ПМ, серийные заводы произвели тысячи этих самолетов.
По традиции во всех учебных самолетах кабины курсанта и инструктора располагались одна за другой. Но для обучения летчиков Аэрофлота удобнее, когда кресла обоих пилотов находятся рядом, как на всех гражданских самолетах. И вот в 1967 году появился учебный самолет с новой компоновкой кабины. Это был Як-18Т.
В новой машине, спроектированной в КБ генерального конструктора А. С. Яковлева молодежной группой, воплощены лучшие идеи, накопленные при создании самолетов Як-18 предыдущих модификаций. В то же время это принципиальный шаг вперед. Достаточно сказать, что вместо двух мест, расположенных «тандемом», на Як-18Т появилась четырехместная кабина автомобильного типа с мягкими креслами и диваном. Значительно улучшилась оснащенность самолета современным оборудованием. Это позволило расширить сферу применения Як-18Т — использовать его в пассажирском, связном, санитарном и транспортном вариантах.
Новый самолет прошел все положенные этапы испытаний и был запущен в серийное производство на Смоленском авиационном заводе. И сегодня первоначальное обучение курсантов летных школ и училищ гражданской авиации ведется на этом самолете.
По схеме Як-18Т — моноплан с низким расположением крыла и убирающимся шасси.
ФЮЗЕЛЯЖ самолета цельнометаллический полумонокок обычной конструкции. В хвостовой части обшивка с подкрепляющим набором шпангоутов и стрингеров соединена точечной электросваркой. Для входа в четырехместную кабину на обоих бортах фюзеляжа имеются широкие двери. Предусмотрен их аварийный сброс.
Передние сиденья выпускаются в двух вариантах: парашютном для учебного самолета и обычном, мягком — для всех остальных. На заднем диване свободно размещаются два пассажира. В санитарном варианте вместо правого кресла пилота и дивана устанавливаются стандартные медицинские носилки и сиденье для сопровождающего врача.
Позади дивана предусмотрено багажное отделение с большим люком в левом борту фюзеляжа. На полу багажника имеются скобы, за которые груз крепится капроновой сеткой. Через багажный люк грузят и носилки с больным. Отделка кабины выполнена в светлых тонах из негорючих синтетических материалов.
КРЫЛО состоит из двух консолей и центроплана. Профиль крыла CLARK УН 14,5% у корня и 9,3% на конце. Консоли — отъемные, на большей части имеют полотняную обшивку поверх дюралюминиевого каркаса; обшивка носка жесткая. Только в корневой части консолей, где расположены топливные баки, обшивка дюралюминиевая.
Центроплан составляет единое целое с фюзеляжем и имеет обычный каркас и обшивку из дюралюминиевого листа. В хвостовой части центроплана снизу по всему размаху подвешивается посадочный щиток, отклоняемый двумя пневмоцилиндрами на угол 55°. На нижней поверхности центроплана нахоДяТ£я люк отсека аккумулятора и управляемая створка канала маслорадиатора. Каждая консоль стыкуется с центропланом по переднему и заднему лонжеронам на четырех болтах. На задней кромке центроплана около фюзеляжа слева есть подножка для входа в кабину, справа — предусмотрены крючки для навески съемной подножки. Верхняя обшивка центроплана у входных дверей имеет рифленую поверхность — противоскользящий трап.
ОПЕРЕНИЕ самолета обычное, подкосно-расчалочное. Форма киля с рулем направления традиционная для самолетов Я К-18. Каркас оперения — дюралюминиевый, обшивка — полотняная. На верхней точке киля установлен сигнальный красный маяк.
ДЕВЯТИЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ М-14П мощностью 360 л, с. закреплен на моторной раме. Весь отсек силовой установки Закрыт капотом, который состоит из двух половин — верхней и нижней. В лобовой части капота находятся управляемые жалюзи, позволяющие регулировать охлаждение цилиндров мотора.
ШАССИ — из трех стоек телескопической схемы с азотно-масляными амортизаторами. Размер пневматиков колес главных стоек 500X150, передней — 400X150 мм. Главные колеса шасси — тормозные с пневматическим приводом от гашеток на штурвалах управления. Для парирования возможных ошибок курсанта на штурвале инструктора есть кнопка управления электрическим клапаном растормаживания колес. Дифференциальный клапан, связанный тягой управления с педалями, позволяет осуществлять раздельное тррможение колес для разворотов самолета при рулении.
Передняя стойка шасси свободно ориентирующаяся. В нейтральном положении перед уборной она центрируется специальными кулачковыми втулками. Для гащения автоколебаний типа «шимми» на передней стойке шасси установлен специальный демпфер. Главные стойки убираются вдоль размаха крыла к оси самолета, передняя — назад, по потоку.
УПРАВЛЕНИЕ Як-18Т двойное, штурвальное. Это также приближает условия обучения курсантов к обстановке, обычной для любого гражданского самолета. На приборной доске уста» новлены все необходимые пилотажные приборы, органы управления и контрольные приборы систем самолета. На среднем пульте, расположенном между креслами пилотов, находятся рычаги управления двигателем, винтом, маслорадиатором и подогревом карбюратора.
В ночных условиях приборная доска и пульт освещаются заливающим красным светом. Для исключения бликов 0а стеклах фонаря кабины над приборной доской установлен козырек, обтянутый черной матовой искусственной кожей.
Руль поворота и рули высоты соединены с педалями И штурвалами посредством жестких тяг и тросов. Элеронное управление полностью жесткое. На обеих половинах руля высоты установлены триммеры. Проводка управления триммером тросовая. Управление тормозным щитком, тормозами колес* уборка и выпуск шасси, запуск двигателя производятся от пневмосистемы.
Навигационное оборудование Як-18Т позволяет обучать курсантов пилотированию современного самолета. Основный блоки радиоэлектронного оборудования размещены за кабиной над багажным отсеком. Это облегчает доступ при обслуживании.
ОКРАСКА САМОЛЕТА Як-18Т синтетическими эмалями обеспечивает хорошую защиту конструкции от атмосферных воздействий. Схема окраски стандартная для самолетов Аэрофлота.
КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Габариты, м:
длина 8,354
размах крыла 11,16
Площадь крыла, м2 18,8
Вес, кг:
взлетный 1650
пустого 1194
Скорость, км/ч 295
Потолок, м 5520
Дальность полета, км 600—1000
Длина разбега, м 200
Длина пробега, м 250
1 — сечение по носку руля высоты и руля поворота; 2 — сигнальный маяк (красный); 3 — подкос стабилизатора; 4 — надпись «НЕ БРАТЬСЯ»; 5 — качалка руля поворота; 6 — смотровой лючок (только на левом борту); 7 — надпись «ВОЗДУХ 50 атм»; 8 — надпись «ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ»; 9 — багажный люк (только на левом борту); 10 — поручень (п*.лированный металл); II — надпись «МЕСТО ПОДЪЕМНИКА»; 12 — посадочная фара (только слева); 13 — створка жалюзи (белая); 14 — поводок створки; 15 — маслобак; 16 — металлическая сетка пыле-фильтра (светло-серая); 17 — ПВД (только слева); 18 — кок винта (красный); 19 — лопасть винта (тыльная сторона темно-синяя, внешняя — белая с красными полисами и серой окантовкой; 20 — надпись «БЕНЗИН»; 21 — надпись «СБЭС» (бензиномер); 22 — надпись «НЕ СТАНОВИТЬСЯ»; 23 — узел навески отъемной части крыла по переднему лонжерону; 24 — узел навески отъемной части крыла по заднему лонжерону; 25 — подножка; 26 — тяга элерона; 27 — пневмоцилиндр управления посадочным щитком (2 шт.); 28 — резиновый амортизатор; 29 — посадочный щиток; 30 — типовой узел навески руля высоты и руля поворота; 31 — узел крепления пневмоцилиндра щитка; 32 — лента-растяжка стабилизатора; 33 — подвижная створка маслорадиатора; 34 — маслорадиатор; 35 — крышка люка бензобака; 36 — корневой узел навески элерона; 37 — выхлопные патрубки двигателя; 38 — воздухозаборник двигателя; 39 — антенна радиовысотомера; 40 — антенна (радиокомпаса; 41 — антенна маркерного радиоприемника; [ 42 — надпись «МАСЛО»; 43 — пассажирский диван (красная кожа); 44 — стеклоочиститель (только слева); 45 — вентилятор; 46 — пол кабины (темно-зеленый); 47 — кресло пилота парашютное (обивка спинки — красная кожа); 48 — пульт управления двигателем и самолетными агрегатами (черный); 49 — тормозной рычаг (полированный металл); 50 — штурвал (черный с красной эмблемой — окантовка эмблемы и «птичка» — белые); 51 — система запуска двигателя и пульты управления навигационным оборудованием (приборная доска — черная); 52 — пилотажно-навигационные приборы и приборы контроля работы двигателя; 53 — пульт управления радиокомпасом; 54 — кран выпуска и уборки шасси; 55 — автоматы защиты сети и выключатели самолетных агрегатов; 56 — пожарный кран (красный); 57 — зарядный кран пневмосистемы; 58 — шторка (белая ткань); 59 — форточка; 60 — козырек над приборной доской (обтянут черной кожей); 61 — магнитный компас (черный); 62 — ручка управления триммером руля высоты (только слева); 63 — ручка аварийного сброса двери (красная); 64 — декоративная отделка кабины (искусственная кожа: верх — белый, низ — светло-серый); 65 — «солдатик» (механический указатель выпущенного положения) главной стойки шасси (белый с красными полосками); 66 — узлы навески главной стойки; 67 — пневмоцилиндр уборки главной стойки шасси (светло-серый); 68 — «ломающийся подкос» главной стойки (светло-серый); 69 — замок убранного положения главной стойки; 70 — главная стойка шасси (светло-серая); 71 — «солдатик» передней стойки; 72 — качалка с возвратной пружиной; 73 — трос в «боуденовской оболочке»; 74 — пневмоцилиндр уборки передней стойки; 75 — узлы навески передней стойки; 76 — «ломающийся подкос» передней стойки; 77 — демпфер «шимми»; 78 — электроразрядник; 79 — колесо 400X150 (Диски колес светло-серые); 80 — замок убранного положения передней стойки; 81 — щиток главной стойки (щитки и ниши шасси изнутри — светло-серые); 82 — поводок; 83 — тормозной шланг (светло-серый); 84 — колесо 500X150; 85 —надпись и эмблема голубые (на левом и правом борту); 86 — надпись на левом и правом борту (черная); 87 — заводской номер (голубой, только на левом борту); 88 — надпись «СССР» на левом крыле сверху, на правом — снизу (черная); 89 — надпись «81399» на левом крыле снизу, на правом — сверху (черная); 90 — Надпись «Як-18Т» (ярко-красная с белой окантовкой); 91 —• шрифт для внешних надписей (синего цвета, высота 18 мм).