История чешской компании «Авиа» уникальна. Фирма, берущая своё начало с 1919 года, изначально специализировалась на постройке самолетов, что, объясняет названию компании. На заводе AVIA в Праге строились как истребители собственной конструкции, так и лицензионные фирм «Fokker» и «Messrschmitt». После войны фирма освоила выпуск советских гражданских Ил-14. Однако, это лишь маленькая часть производимой фирмой Авиа продукции в те времена.
В 1960 году в производственном портфеле компании «Авиа» появляется наземная техника-запущено производство грузовиков «Прага». Реалии тех лет диктовали свои условия, что заставило "Авиа" прекратить выпуска самолёт. Как напоминание о славной авиационной эпохе красуется чайка на логотипе "Авиа"...
Чтобы вдохнуть свежую струю в производство, «Авиа» приобретает у французской «Савьем» лицензию на изготовление легких грузовиков . Первые экземпляры легкотоннажников увидели свет в 1971 году. Грузоподъёмность новых автомобилей, получивших наименования А15 и А30, составила 1,5 и 3 т соответственно. Чуть позже появились фургоны А20 грузоподъёмностью 2 тонны. В конечном счёте, учитывая разные модификации и варианты исполнения число «Авиа» выпустило порядка трёх десятков в среднем по 12000 в год.
Внешне семейство А15 — АЗО похоже друг на друга как две капли воды, благодаря общей кабине. Отличительной чертой этик кабин являлась отменная шумоизоляция и невиданный для того времени комфорт. Для каждой модели имелось три базы: короткая, средняя (норма) и длинная. Они обозначались соответственно буквами К, N и L. Отличаются модели и силовыми установками — А15 получили дизели 72 л. с., а АЗО — 80 л. с.
До 1976 года грузовики«Авиа» продавались только на территории ЧССР. Однако позже начался экспорт за её пределы В 1978 году Советский Союз получил одну машину для проведения испытаний, был подписан договор, и уже в 1980 году первые четырёхколёсных «Авиа» стали появляться на дорогах СССР.Подавляющее большинство состтавили бортовые тентованные A30N, "термосы" A30K-S1 и фургоны А20. Общий объём экспорта в СССР составил 40 тысяч авто, причем в последнее готы поставлялись исключительно модифицированные A2I и А31.
Безусловными преимуществами грузовиков с чайкой на капоте были надежность и экономичность. Побывавшие на заводе AVIA советские граждане не могли не отметитть скрупулёзность выходного контроля качества — на многочисленных стендах по контролю тормозных систем, отладки двигателей, передних мостов и другого оборудования. Гарантия на автомобиль составляет 6 месяцев, причем машины, эксплуатируемые в Чехо-Словакии, первые 2500 км своего пробега находятся под строгим надзором специальной заводской службы сервиса. Потребителю не нужно заботиться о регулировке клапанов двигателя, ограничителей тормозов, отладке переднего моста — все это сделают механики «Авиа». Пробег до капитальною ремонта составляет 150 тысяч км, а конструкция автомобиля рассчитана на прохождение трех капитальных ремонтов.
«Авиа» A15N — типичный представитель семейства легких грузовиков. Автомобиль имеет сварную раму, мягкие подвески (витые пружины с телескопическими амортизаторами) и откидывающуюся вперед кабину, соединенную с рамой через амортизаторы. Двигатель — четырехцилиндровый дизель модели 712-13 объемом 3596 см* и мощностью 72 л. с. при 3000 мин'Л Ведущий мост задний. Тормоза гидравлические с автоматической регулировкой силы сжатия колодок в зависимости от нагрузки автомобиля. Грузовая платформа имеет только один откидной борт — задний и оснащается съемными сварными дугами и непромокаемым тентом. Собственная масса грузовика 2140 кг, полезная нагрузка— 1810 кг. Скорость движения по шоссе — 80,8 км/ч, расход топлива на 100 км пути составляет 11,5 л. Коробка передач полностью синхронизированная, четырехступенчатая (с середины 80-х годов часть машин комплектуется и пятиступенчатыми КП>.