ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

ЗИС-42

ЗИС-42
посмотреть галерею

Идеей резко повысить проходимость обычного грузового автомобиля, превратив его в полугусеничный, занимались с 1928 года инженеры НАТИ А.С. Кузин и Г.А. Сонкин. Вместо ведущих колес на заднюю ось были установлены две специальные, многокатковые тележки с ре-зинокордными гусеницами. В результате удельное давление, к тому же распределенное равномерно, снижалось до требуемых 0,2 кгс/см2, что обеспечивало уверенное движение по тяжелому бездорожью: снегу, болоту и песку. К тому же у балансирная подвеска хорошо приспосабливалась к неровностям грунта — машина не срезала, а перебиралась через них.

Подобная техника заинтересовала военных, рассчитывавших использовать ее в качестве быстроходных тягачей для буксировки орудий дивизионной и зенитной артиллерии. Упрощалась и проблема насыщения армии вездеходами, при изготовлении которых задействовались большие производственные мощности новых автозаводов.

Уже в 1936 году на базе относительно прочного и надежного 3-тонного грузовика ЗИС-5 по этой схеме построили полугусеничный НАТИ-ВЗ. После испытаний и доработок (правда, не завершенных) его с 1939 года стали выпускать на 1-м Ленинградском авторемонтном заводе (JIAP3), а с 1940 года — и в Москве, под маркой ЗИС-22. Некоторые машины участвовали в боях на Карельском перешейке, но показали себя плохо из-за «врожденного» недостатка — усилие на гусеницу передавалось от обоих пневматических ведущих колес тележки за счет трения, чего часто недоставало при езде по снегу и грязи. Низкой оказалась и прочность движителя. Зимой 1940 года в присутствии начальника Главного автобронетанкового управления генерала Д.Г. Павлова провели сравнительные испытания разных вездеходов на снегу глубиной 0,5 м. ЗИС-22 ходили намного лучше других, но тоже ненадежно — ведущие колеса пробуксовывали в обледеневших гусеницах. Тогда по предложению конструктора НАТИ А.Ф. Андронова решили применить принудительное (зубчатое) зацепление ведущих колес с плицами гусениц. В создании новой полугусеничной машины участвовали сотрудники НАТИ Г.Б. Арманд, A.M. Бобков, Ю.К. Головин, С.И. Кот-ляр, Д.Д. Мельман, Г.И. Праль, В.Ф. Родионов и Б.В. Шишкин и др.

Два образца НАТИ В32-52 (или ЗИС-22-52) с более мощным двигателем ЗИС-16 (86 л.с.) изготовили весной 1940 года. Осенью и зимой на армейском полигоне провели сравнительные испытания, правда, не выявившие всех дефектов. Вездеход показал удовлетворительную надежность и... заворожившую всех невиданную ранее проходимость — уверенно буксировал дивизионную 76-мм пушку и 122-мм гаубицу с грузом в 2 т на платформе по снегу глубиной 0,6 м (с лыжами на колесах тягача и орудия — до 1 м, без прицепа —2 м). ЗИС-22-52 преодолевал нетронутое болото, заполненный грязью ров шириной 6,8 м и глубиной 1 м, брод глубиной в 0,6 м, подъем до 28 и развивал тягу на гравийном шоссе в 2940 кгс. Средняя скорость по проселку достигала 14 км/ч, по шоссе — 25 км/ч, максимальная — 39,8 км/ч. Отметив определенные недоработки, военные сделали вывод: «Требованиям Красной Армии удовлетворяет ЗИС-22-52 как средний автомобиль высокой проходимости для перевозки грузов по бездорожью и как быстроходный арттягач противотанковой и полковой артиллерии... При устранении указанных недостатков ЗИС-22-52 может быть рекомендован для производства...» Поломки и отдельные дефекты отнесли к вполне устранимым при начатом в 1941 году освоении производства новой машины, названной ЗИС-42. Для этого на ЗИС перевели большую группу конструкторов НАТИ во главе с Г.А. Сонкиным. До лета выпустили три тягача, причем один — с укороченной базой (для ожидаемого улучшения маневренности, которая на деле только ухудшилась) — как буксировщик противотанковой и полковой артиллерии, с сиденьями и снарядными ящиками в кузове. Осенью подготовили проект установки на ЗИС-42 реактивных минометов БМ-13 (кстати, через год на полубронированном варианте ЗИС-41 смонтировали 57-мм противотанковую пушку). К октябрю, перед самой эвакуацией завода, ЗИС-42 был почти готов к производству. Вернулись к нему уже весной 1942 года. Артиллеристы настаивали на выпуске именно ЗИС-42, а не более надежного полноприводного ЗИС-32, хотя специалистам было ясно, что на базе малопригодного к работе с перегрузками ЗИС-5В полноценного тягача не получится. Однако в апреле 1942 года Сонкин получил за создание ЗИС-42 Сталинскую премию...

В сентябре первую партию из девяти ЗИС-42 отправили под Сталинград, где их использовали как тягачи в отдельных зенитных дивизионах при создании противотанковой обороны вдоль передовой. Вскоре выпуск их достиг 7 машин в день.

Рамка каждой гусеничной тележки тягача состояла из штампованных боковин, жестко связанных опорной ступицей и поперечинами. На ее переднем конце — ведущее колесо с зубчатым венцом, зажатым между двумя обрезиненными колесами. Сзади — такое же направляющее — ленивец (но без зубчатого венца), с помощью которого натягивалась гусеница. Между ними к рамке балансирно подвешивалась каретка с 4 двойными опорными обрезиненными катками, попарно связанными траверсами с рычагами подвески и ее рессорой. Это позволяло гусенице хорошо приспосабливаться к рельефу пути. На первых ЗИС-42 каретка опорных катков — неразрезная, без рессоры.

Гусеницу составляли две ленты из обрезиненной бельтинг-ткани, связанные поперечными стальными накладками для зацепления со звездочкой. Штампованные шлицы с гребнями удерживали полотно гусеницы от сброса. Накладки покрыли резиновыми башмаками удачно выбранной замкнутой формы. Они служили грунтозацепами, а зимой прессовали снег, что улучшало сцепление с ним. Часть башмаков заменялась противобук-сировочными шпорами. Для стабилизации шага гусеницы ее предварительно вытягивали. Сверху на рамке устанавливался поддерживающий ролик типа опорного. Каждый движитель балан-сирно подвешивали на удлиненных цапфах заднего моста ЗИС-5В, вращение на ведущее колесо передавалось от его полуоси понижающей цепной передачей, закрытой кожухом. Внутри ведущих колес стояли открытые колодочные тормоза с ножным механическим приводом, ручной тормоз был центральным, дисковым — от ЗИС-6. Для уменьшения потерь при езде по снегу и болотам на передние колеса надевали лыжи, которые заодно уплотняли снег перед гусеницей. Этой же цели служил поддон под балкой передней оси.

Отличие от стандартного ЗИС-5В заключалось в установке двигателя ЗИС-5М (впоследствии — с ограничителем оборотов), усиленного радиатора и трех дополнительных бензобаков (на 240 л). Коробка передач имела блокировку от самовыключения наиболее употребительной 3-й ступени.

Платформу площадью 6,43 м2 подняли на 130 мм и снабдили боковыми сиденьями и тентом; на последующих сериях радиатор и фары прикрыли решетками, на раме предусмотрели место для лебедки.

Хорошо задуманный и рассчитанный гусеничный движитель, с высокими сцепными и тяговыми характеристиками, при движении по снегу обеспечивал тягу в 2250 кгс, ограниченную двигателем. При более мощном 84-сильном (на ЗИС-42М), не выпускавшемся серийно, и особенно при опытной установке американского «Уайта» (147 л.с.) тяга по снегу возрастала до 3710 кгс, а предельный угол подъема по твердому грунту — до 30°. Явно недостаточен был силовой диапазон в трансмиссии (всего 6,59), но расширить его, например, за счет демультипликатора вряд ли представлялось возможным: не выдержали бы стандартные узлы. И так у ЗИС-42 нередко случались обрывы цепей и гусениц, деформация рамок тележек, поломки руля и заднего моста. Добавим плохую маневренность на укатанной дороге (радиус поворота — до 15 м), малую скорость и большой расход топлива. В начале 1943 года на полубронированном ЗИС-43 с 37-мм зениткой попробовали заменить тяговые цепи тележек карданными валами, но и это мало повысило надежность. И все же, только собрав по фронту все тягачи и усадив в них пехоту, в январе 1944 года удалось внезапно прорваться к окруженному глубокими снегами Новгороду и освободить его. Да и командование Южного фронта признавало, что в весеннюю распутицу того же года, остановившую колесную технику, лишь ЗИС-42 обеспечивали военные перевозки...

 

Евгений ПРОЧКО, инженер

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА ЗИС-42

Масса в снаряженном состоянии без груза, кг 5252 
Грузоподъемность платформы, кг: 

при движении без прицепа 2250
при движении с прицепом 1500
при движении по снежной целине 1750

Масса буксируемого прицепа, кг 2750
с перегрузкой 4750

Мест в кабине 2
Мест в кузове для сидения 14
Габариты, мм:

длина без лыж 6097
длина с лыжами на передних колесах 6745
ширина 2360
высота по кабине (с нагрузкой) 2175
с тентом 2950
База опорных катков задней тележки, мм 2165 
База, мм:
от оси передних колес до оси качания задней тележки 3810
до оси каретки опорных катков 3685
Колея, мм:
передних колес 1546
задней тележки (по серединам гусениц) 1705

Ширина гусениц, мм: 
полная 415
рабочая 360

Дорожный просвет под передним мостом, мм318 
Среднее удельное давление с грузом на платформе (при погружении в грунт на 100 мм), кгс/см 2:

гусеничного движителя на грунте 0,287
гусеничного движителя на снежной целине 0,266
лыж передних колес 0,12

Максимальная мощность двигателя, л.с. 76
при частоте вращения мин 2400

Максимальная скорость с нагрузкой по шоссе, км/ч 35,9
Запас хода по шоссе с прицепом, км 390 
Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа, град. 22
Количество выпущенных машин (1942 — 1946 гг.) 6372

 

Техника-молодёжи Историческая серия.

ЗИС-42ЗИС-42
в начало статьи

Случайные статьи

Ударная сила Люфтваффе (Юнкерс Ju-88) Часть2. Разведчики

Разведчик Юнкерс Ju-88

Неудачная охота Россомахи (палубный истребитель F8F Bearcat)

палубный истребитель F8F Bearcat

Американская гончая для Британской Армии (бронеавтомобиль Staghound)

бронеавтомобиль Staghound

Тяжелый самоходный миномёт 2С4 Тюльпан

Тяжелый самоходный миномёт 2С4 Тюльпан

Итальянские стрелы в Испании (истребитель FIAT G.50 Freccia)

истребитель FIAT G.50 Freccia

ИС-7 (Объект 260) - последний тяжёлый танк

ИС-7 (Объект 260

Боевые Мустанги (истребители P-51 Mustang)

истребители P-51 Mustang

Лучший в своём классе (советский тяжёлый танк Т-10М)

советский тяжёлый танк Т-10М

Первенец четвёртого поколения (F-15 Eagle)

F-15 Eagle

Огонь серебряных стрел (фронтовой истребитель МиГ-15)

фронтовой истребитель МиГ-15

Быстрее истребителей (скоростные разведчики)

Як-4

БТР-80

БТР-80

Ла-15 - первый сверхзвуковой истребитель

Ла-15

Крейсер Москва

Крейсер Москва

Эти многоликие разведчики (самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye)

самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye
  • Статьи |
  • Авто |
  • ЗИС-42

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика