Мы не будем вдаваться глубоко в историю семьи Опель (OPEL — фамилия основателя фирмы). Расскажем лишь об одном из сыновей Вильгельма Опеля — Адаме, который, собственно, и стал основателем фирмы, носящей сегодня название ADAM OPEL AG (Акционерное общество Адам Опель). Как старший сын, он должен был возглавить и продолжить дело отца, который занимался выпуском швейных машинок. Еще при жизни своего батюшки в 1863 году Адам со своим братом Георгом построили небольшую мастерскую по производству швейных машинок. Надо сказать, что в этом деле они весьма преуспели и через несколько лет владели уже целым заводом. А количество выпускаемых швейных машин к концу века достигло полумиллиона в год. Но все-таки этот бизнес был далек от автомобиля. Переворот в жизни Опелей произвел обыкновенный... велосипед! Адам купил английский велосипед, который имел спереди огромное колесо, а сзади маленькое. Поняв перспективность этого вида транспорта, он после некоторого усовершенствования начал в 1886 году его производство. (Именно тогда, когда Даймлер и Бенц запатентовали свои первые автомобили.) И в начале 90-х годов его продукция уже выставлялась на всемирной выставке в Чикаго. Производство велосипедов продолжалось... Но в 1895 году Адам Опель скончался, и его дело продолжили сыновья, познакомившиеся к тому времени с талантливейшим изобретателем-самоучкой Фридрихом Лутцманом. 11 В 1898 году фирма OPEL изготовила первый автомобиль по чертежам Ф.Лутцмана, позже построив их более двух десятков экземпляров. Но коммерческого успеха он не имел. В начале века на автомобиле был поставлен крест, фирма вернулась к производству велосипедов, затем начала изготавливать мотоциклы. Первая попытка оказалась неудачной.
Через несколько лет братья вновь обратились к автомобильной теме и, взяв за основу французскую конструкцию, вывели свою фирму на второе место в Германии по производству автомобилей, а в 1905 году построили настоящий автомобильный завод. Именно с этого момента и начался взлет фирмы OPEL.
В каких только областях автомобилестроения не пробовали себя братья! Они строили легковые, спортивные, гоночные автомобили, грузовики. Однажды они опробовали даже ракетный движитель, причем «ракетомобиль» развил скорость 225 км/ч. За рулем сидел один из братьев — Фриц Опель. И зто в конце 20-х годов! Но грянул экономический кризис, и перед ними встал очень серьезный вопрос о своем будущем. После некоторых колебаний братья продали 80% своих акций американской фирме GENERAL MOTORS («Дженерал моторс»). И, нужно отдать должное руководству GMC, оно не стало диктовать фирме OPEL, что выпускать, не навязывало свои доктрины. «Опель» шла проторенным путем, впитывая теперь лучшие достижения в автостроении не только европейских, но и американских инженеров. Поэтому большинство ее автомобилей были решены нестандартно, включая технологические новинки, невиданные доселе. Многие из них по внешнему виду отдаленно напоминали американские «крейсеры», но при этом оставались европейскими.
К пятидесятым годам, после восстановления заводов, фирма «Опель» вышла на рынок с большим количеством моделей автомобилей, но в подавляющем большинстве они предназначались для «среднего класса». Постепенно гамма выпускаемой продукции расширялась, и вскоре «охваченными» оказались почти все слои населения.
В 60-е годы на базе серийных седанов «Опель» выпускала варианты «купе» (coupe). Об этом следует сказать особо. В Америке количество автомобилей с таким кузовом в то время давно уже перевалило за миллион. «Купе» — особый тип кузова, как бы немного спортивный по отношению к своему базовому варианту: сильно скошенное заднее стекло, как правило, две двери, более мощный двигатель. Все это позволяло владельцу почувствовать себя чуть-чуть «спортивнее» своих соседей по шоссе. Подобный тип авто стал пользоваться все большей и большей популярностью. Но какие бы ухищрения не применяли фирмы, создавая «купе», в нем всегда угадывался (особенно в европейских) родоначальник, то есть базовая машина. А в США тем временем вовсю ездили в «корветах», появился «Мустанг». Это был такой вызов Европе, что фирма «Опель» (по-сути европейская, но принадлежащая американцам) просто не могла не сделать ответный шаг. В первой половине 60-х годов она провела эксперимент, сделав несколько «купе» на базе уже выпускавшихся автомобильных кузовов. Успех превзошел все ожидания. Новые авто оказались гораздо престижнее и внешне «дороже». Но при этом имелась определенная модульность, то есть на одной и той же модели выпускалось несколько кузовов. Специально спроектированного и изготовленного автомобиля такого типа просто не существовало.
Но вот в начале 60-х годов GMC направила в город Рюссельхайм, где находились основные заводы и КБ «Опеля», нового руководителя отдела дизайна К.Маккикана. Именно он создал на бумаге (именно создал!) совершенно необычный для тех лет силуэт автомобиля с сильно падающим капотом и практически не имеющего багажника. Во многих случаях экспериментальные автомобили ставят на уже существующее шасси с проверенными агрегатами и узлами, сокращая тем самым время проверки «на покупателях». Аналогично поступила и «Опель». Опытный кузов установили на шасси автомобиля KADETT («Кадет») с 1,9-литровым двигателем. Результаты этого эксперимента зритель мог увидеть уже в 1965 году на автосалоне во Франкфурте-на-Майн^. Фирма умышленно заявила, что это экспериментальной образец и что он не будет поставлен на конвейер. Так сделали из-за опасений, что автомобиль окажется не совсем удачным и публика его не примет. И тогда можно будет сказать: «Мы предупреждали...» Однако пресса, торговцы и покупатели приняли автомобиль на «ура».
Несмотря на его вместимость (всего два места), от потенциальных покупателей на стенде не было отбоя, торговые фирмы готовы были подписывать контракты на приобретение целых партий новинки немедленно. Тем более что некоторые из них хотели поднять свой имидж, работая с принципиально новым автомобилем.
Фактически специалист GMC из США поставил западногерманскую фирму в щекотливое положение. Но, сказав «А», говори «Б». И «Опель» после многочисленных опросов, рассмотрев положительные и отрицательные аспекты внедрения совершенно нового автомобиля, пришла к выводу, что его нужно ставить на конвейер. После доводки и подготовки к производству с сентября 1968 года OPEL GT пошел в серию. Так как на своих заводах все линии были загружены, производство автомобиля разместили во Франции на кузовной фирме BRISONEAU & LOTZ («БРИЗОНО и ЛОТЦ»),
Так что же это за машина — почти легенда? Основная концепция OPEL GT такова: безопасный спортивный автомобиль-купе небольших размеров, центр тяжести для обеспечения маневренности на больших скоростях опущен как можно ниже, двигатель — в базе для более правильного распределения массы по осям (так называемая среднемоторная компоновка) и, естественно, обтекаемый кузов с возможно меньшим коэффициентом лобового сопротивления. При этом необходимо было помнить и о том, для кого создается автомобиль. Водителю и пассажиру нужен максимальный комфорт и удобство управления — расположение органов управления в легкодоступных зонах, ведь времени при больших скоростях на манипуляции ими остается мало.
И, надо сказать, разработчикам GT это удалось. Пункт за пунктом из вышеперечисленного они вкладывали в конструкцию. На фирме придумали рекламный лозунг: «Nurfliegen ist schoner», в переводе означавший примерно следующее: «Прекраснее — только летать», что соответствовало действительности. Об зтом говорили многие. В частности, трехкратный чемпион мира автогонщик Джек Бреб-хем (Jack Brabham) так рассказывал о своих ощущениях от вождения «Опеля ГТ»: «Я водил зтот автомобиль и в городе, и на автобанах, и в сложных дорожных условиях. Приборы расположены очень удобно, действительно, удобно, все органы управления легкодоступны, мне очень нравится. Маленький руль прямо как для меня...». Д.Бребхем - гонщик «Формулы 1», поэтому его естественный стиль вождения — это разгон с максимально возможным ускорением и резкое торможение. Автомобиль в подобных ситуациях должен «держать» дорогу и не «рыскать». Тот же гонщик рассказывал, что при скорости 180 км/ч он отпускал рулевое колесо, и автомобиль не менял траектории своего движения. Это говорит о прекрасной аэродинамике кузова как при встречном потоке воздуха, так и при боковых порывах. Не раз отмечалось специалистами качество короткоходо-вой коробки передач — на переключения тратится очень мало времени.
Кузов автомобиля конструктивно выполнен следующим образом: внутренний сварной каркас из штампованных деталей, причем сварка производилась в среде аргона. В качестве основания (с целью унификации) использовано штампованное основание «Кадета», которому потребовалось усилить только туннель. А вот передние и задние короба — уже оригинальной конструкции. Так как автомобиль хотя и не гоночный, а спортивный, все равно мерам пассивной безопасности на нем уделено много внимания, гораздо больше, чем в обыкновенном «цивильном». Передняя и задняя части выполнены энергопоглощающими, то есть в случае столкновений они сминаются, поглощая основную часть энергии удара. Двери и средняя часть, где сидят пассажир и водитель, — более прочные. Первые к тому же имеют специальные усилители. Кстати, сейчас все перечисленное является обязательным условием при создании любого (!) автомобиля, но в те годы требовало больших вложений и не всегда окупалось, поэтому OPEL GT и по части конструкции был в авангарде.
Интересно устройство передней подвески. Каждое колесо подвешено на двух поперечных рычагах, а в качестве упругого элемента использована поперечная трехлистовая рессора, проходящая внутри балки переднего моста. Колебания гасятся амортизаторами.
Задняя подвеска более традиционна и проверена десятилетиями. Мост подвешен на пружинах и крепится к кузову двумя продольными реактивными штангами и одной поперечной. Подобная конструкция использована и на «Жигулях».
Тормозная система — двухконтурная, гидравлическая, передние тормоза дисковые, а задние — барабанные. Такая схема обеспечивает безопасное и равномерное торможение.
В общем, о ходовой части можно сказать: надежная, безопасная, практичная, простая в эксплуатации и при ремонте, но все-таки соответствующая своему времени — без авангарда.
С самого начала продажи автомобиля он комплектовался двумя двигателями: рабочим объемом 1,1л мощностью 60 л.с. и 1,9 л — 90 л.с. Но эксплуатация и опросы покупателей и дилеров выявили некоторое несоответствие относительно небольшой мощности первого двигателя и заведомо «спортивной внешности» автомобиля. После чего 60-сильный двигатель был снят с производства после выпуска всего 3573 машин.
В стандартном варианте на автомобиль устанавливалась механическая коробка передач, а по желанию покупателя — автоматическая коробка OPEL-AUTOMATIK, причем без дополнительной оплаты. Правда, за удобство платить все-таки пришлось — с «автоматом» характеристики GT несколько ухудшались.
О дизайне. Сейчас, глядя на OPEL GT и имея в арсенале мировой автомобильной техники десятки подобных ему, можно сказать: ничего особенного. Но если поставить его в один ряде современниками, то «конечно». Ничего подобного не было. Очень красивые, плавные основные линии рисуют единый образ, очень гармоничный, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Плавные кривые собирают скульптуру постепенно, как бы с основания до вершины, и ни одной промашки. Все поверхности сопрягаются небольшими радиусами, но, несмотря на это, форма совершенно не кажется угловатой.
Уникальной своего рода можно считать конструкцию убирания фар с целью уменьшения аэродинамического сопротивления и сохранения их стекол от камней при высоких скоростях. Дело в том, что фары вместе с лючками и корпусом поворачиваются на осях, параллельных оси автомобиля. Управление происходит тросом и рычагом, расположенным на консоли рядом с рычагом КП. Очень оригинальное и удобное решение — не нужно дополнительных электродвигателей.
В качестве заборников воздуха для радиатора служат две подштамповки с просечками (над бампером) и решетка (под бампером). Единственным инородным телом выглядит небольшой объем на капоте, прикрывающий карбюратор (который, к сожалению, ниже опустить не получилось).
Вывод таков: для конца 60-х годов с их угловатыми «техническими» формами стайлинг «Опеля ГТ» являлся действительно гигантским шагом вперед. В интерьере тоже все продумано до мелочей. Крупные основные приборы, второстепенные — помельче, имелись даже часы. Все зто было объединено в единый большой блок с консолью. Причем место водителя умышленно было отделено от места пассажира, что также соответствовало спортивному характеру автомобиля. Спортивный руль, короткий рычаг КП, сиденья с трехточечными ремнями безопасности также подчеркивали неординарность этой модели.
Да, хорошая получилась машина!
И еще один факт: к августу 1973 года, когда GT сняли с производства, с конвейера сошло 103 463 автомобиля, причем 70 222 из них было экспортировано в США. Вот уж, во истину, европеец в Америке.
Двигатель:...........рядный, 4-тактный, бензиновый
количество цилиндров, шт...........4
объем, л.......................1,078
степень сжатия...................9,2
мощность, л.с.............60 при 5200 об/мин
расположение................продольное за передней осью
охлаждение..................жидкостное
Сцепление................однодисковое, сухое, с механическим приводом
Коробка передач.........4-ступенчатая, полностью синхронизированная
Главная передача..........гипоидная, передаточное число 3,89
Шины.........................155SR13
Радиус поворота, м................5,4
Тормозная система............двухконтурная с вакуумным усилителем
Объем,л:
багажника......................289
бензобака.......................55
Скорость макс., км/ч...............155
Время разгона
до 100 км/ч, с....................16,1
Масса, кг:
сухая..........................845
максимальная...................1055
Моделист-Конструктор 10'1997