Освоению новых территорий всегда предшествует картографирование земной поверхности. С появлением авиации эту сложную и трудоемкую работу взвалили на свои «плечи» самолеты. В послевоенные годы профессию фотограмметристов ос-' воили Ли-2ФК, Ил-МФК и Ил-14ФКМ. Однако машины не вечны и в начале 1970-х им на смену пришел Ан-30, созданный на базе пассажирского Ан-24.
В отличие от своего предшественника, претерпела значительные изменения носовая часть Ан-24. Теперь на месте РЛС находилась застекленная кабина штурмана-аэрофо-тосъемщика, в обязанности которого входит составление программы съемки, контроль за выполнением аэро-фотосъемочных маршрутов и общее руководство аэрофотосъемочными работами. Пилотскую кабину приподняли над фюзеляжем. Экипаж самолета, в зависимости от задания, состоит из 5—7 человек.
Изменилась компоновка салона. Вместо рядов пассажирских кресел установили рабочие места операторов и пять аэрофотоаппаратов для плановой и перспективной съемок. В их числе три АФА-41 с разными объективами, по одному АФА-42/20 и А54/50-ФК. Уже в ходе эксплуатации состав фотооборудования менялся в зависимости от решаемых задач. Большой выбор фотоаппаратов с различными фокусными расстояниями объективов позволяет производить аэрофотосъемку для топографических карт масштабом от 1: 3000 до 1: 200000.
Над передним фотолюком установлена гиростабилизируемая аэрофо-тоустановка, обеспечивающая вертикальное положение оси объектива независимо от эволюций самолета с точностью до 15 минут. Для перезарядки кассет с фотопленкой в салоне оборудовали светонепроницаемую комнату, а наличие туалета и кресел для отдыха экипажей в длительном полете создает необходимый комфорт.
Прототип самолета под обозначением Ан-24ФК построили на опытном заводе № 49 ОКБ Г. М. Бериева в 1967-м. В том же году в августе состоялся первый полет. Впоследствии машина с бортовым номером 91 проходила госиспытания в НИИ ВВС и ГосНИИ ГА. В 1971-м началось освоение серийного производства самолета под обозначением Ан-30 на Киевском авиационном заводе «Труд».
В 1975-м Ан-30 (СССР-30030) впервые экспонировался на авиационном салоне во Франции. С 1975-го по 1980-й предприятие выпустило 115 машин. Из них 66 в варианте Ан-ЗОА поступило в ГВФ (в настоящее время не менее 11 машин находится на Украине), 26 Ан-ЗОБ - в ВВС и 23 экспортировали в Афганистан, Болгарию, КНР, Кубу, Монголию, Румынию, Вьетнам и Чехословакию.
В 1975-м в Мячковском авиаотряде управления ГА Центральных районов создали первое в нашей стране специальное подразделение Ан-30, быстро вытеснивших Ил-МФК. Только за пять первых лет эксплуатации с помощью этих машин была отснята площадь свыше 28 млн. кв. км
Первые машины, поступившие в МГА, базировались также на аэродроме Пулково под Петербургом, затем их объединили в авиаотряд и перевели в подмосковное Мячково. После очередной реорганизации часть машин вернулась в Пулково. В ходе эксплуатации самолеты дорабатывались под РЛС «Гроза М-30». Последней модификацией стал Ан-ЗОМ «Метеозащита»
Опыт эксплуатации Ан-30 показал, что по сравнению с Ли-2 и Ил-14 производительность аэрофотосъе-мочных работ возросла в два раза.
Начиная с 1981-го, на Ан-30 возложили ранее не свойственные им задачи. Машины, вошедшие в состав 50-й ОСАП (отдельный смешанный авиаполк) стали использоваться в боевых действиях в Афганистане. Экипажи разведчиков выполняли визуальное наблюдение за перемещениями афганских боевиков и путями доставки вооружения, наводили боевые машины на выявленные цели. Им приходилось фотографировать различные районы страны, обеспечивая боевые действия советских войск, осуществлять поиск сбитых летательных аппаратов и многое другое, без чего на войне не обойтись.
Способность самолета выполнять виражи радиусом около 300 м (с выпущенными в посадочное положение закрылками и углах крена около 60°) с успехом использовалась для аэрофотосъемок в горных ущельях. В 1982-м экипажи 860-й разведывательной авиаэскадрильи из Черновцов выполнили картографирование Афганистана.
В 1987-м экипажу Ан-30 советских ВВС довелось работать в «военном небе» Анголы. По всей видимости, не миновала разведчиков и война в Чечне. При использовании Ан-30 в районах боевых действий по бортам фюзеляжа устанавливаются контейнеры «Веер» или УВ-26 с отстреливающимися ИК-ловушками.
Во время боевых действий в Афганистане на Ан-30 устанавливали кассеты АСО-2В. После вывода советских войск из Афганистана самолеты вернулись на места своей постоянной дислокации (Красноярск, Белая Иркутской области и Черновцы (Украина).
В соответствии с соглашением 1992-го по «Открытому небу» для наблюдения за военной деятельностью государств-участников договора Россия и Украина используют самолеты-разведчики Ан-ЗОБ.
По моим сведениям, за время эксплуатации Ан-30 потеряно лишь две машины. Первая разбилась во время боевых действий в Афганистане, а вторая, 23 марта 1992-го, — в катастрофе под Нижнеянском.
Основные характеристики самолета Ан-30 модификаций «А» и «Б». Размах крыла — 29, 2 м; длина самолета — 24, 26 м; высота стояночная — 8, 32 м; площадь крыла — 74, 98 кв м; вес пустого — 15950 — 16075 кг; максимальный взлетный вес — 23000 кг; скорость максимальная — 540 км/ ч; скорость крейсерская — 430—475 км/ч; практический потолок при работе ТВД АИ-24ВТ и ТРД РУ-19А-300 на номинальном режиме — 8300 м, а при полете на ТВД — 7300 м; дальность с аэронавигационным запасом на 45 минут полета (в зависимости от высоты и крейсерской скорости) — от 2400 до 2600 км; продолжительность полета — свыше 6 часов; длина разбега — 770 м; длина пробега — 525 — 640 м.
Николай Якубович
Крылья Родины №9'1997