ТехноИстория - История развития технической мысли. Статьи, фото, литература
static-aside-menu-toggler
gkSearch
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика

FIAT X1/9 - суперкар от Бертоне

FIAT X1/9 - суперкар от Бертоне
посмотреть галерею

История создания этого автомобиля будет неполной без рассказа о его создателях — и в первую очередь о Джузеппе Бертоне и Марчелло Гандини. Без них автомобильная промышленность мира потеряла бы несколько направлений своего развития и недосчиталась бы многих прекрасных моделей. Но любой автомобиль создается целым коллективом профессионалов, начиная с компоновщиков и дизайнеров. Далее «в бой» вступают, с одной стороны, конструкторы и технологи, а с другой — стилисты. Почему противопоставлены два лагеря создателей? Дело в том, что решение многих «узких» мест при конструировании возможно только при постоянных компромиссах между технологичностью и той самой красотой, ради которой многие готовы пожертвовать первой. Ведь именно привлекательный внешний вид при почти одинаковых технических характеристиках является решающим фактором при покупке авто, а следовательно, влияет и на увеличение объема продаж, прибылей. Так что создание автомобиля сопряжено с постоянной компромиссной борьбой между этими группами специалистов.

Но существует особая категория, как их сегодня называют, концептуальных автомобилей. Раньше это были «дримкары» (автомобили-мечта) или «шоукары» (выставочные автомобили), которые выпускались и сегодня выпускаются, как правило, в единственном экземпляре. Цель подобных разработок, в общем-то, одна: удивить мир смелостью различного рода технических и стилистических решений.

Надо осветить еще одну сторону этого явления: если «концепт» выпускается автомобильным предприятием, то этим оно демонстрирует свои возможности и благополучие. Ведь полный цикл — от эскиза до опытного образца отнимает массу времени, немало сил и стоит весьма недешево. Так что подобные «фокусы» по силам только фирмам, крепко стоящим на ногах.

Существует и такое направление сотрудничества между автопромышленниками и дизайнерами из кузовных ателье, когда первые задают комплектацию, размерность, вместимость и другие характеристики, а вторые разрабатывают перспективный автомобиль с неординарной внешностью, соответствующий всем действующим техническим требованиям.

Однако есть еще одна группа производителей, выпускающих экипажи, так сказать, для души, но на самом деле являющихся законодателями мировой автомобильной моды. Эти «кутюрье» и возглавляемые ими ателье имеют свои традиции, иногда вековой опыт в постройке транспортных средств и пользуются всемирным уважением. Ведь они не стеснены рамками массового производства, а следовательно, полет их фантазии безграничен. Как правило, разработанные ими автомобили вызывают бури эмоций и взрывы оваций. Однако в большинстве своем они совершенно не пригодны для серийного производства, хотя некоторые и становятся прототипами, на базе которых разрабатываются конструкции для заводского тиражирования.

Так вот, именитых законодателей автомобильной моды в мире всего несколько. Среди них Джузеппе Бертоне и Марчелло Гандини, сыгравшие главную роль в создании FIAT Х1 /9, начиная с его рождения и заканчивая серийным выпуском. Эти два человека, создавшие массу оригинальных моделей как концептуального, так и серийного характера, занимают особое, почетное место в иерархии автомобильных боссов.

Отец Джузеппе Бертоне, будущего владельца кузовных фирм, в начале века занимался ремонтом сельскохозяйственной техники и колесных экипажей. Перебравшись в 1907 году в Турин и торгуя колесными экипажами, он открыл в 1912 году фирму под своим именем, на которой изготавливались конные повозки. В 1914 году у него родился сын, которому прочили довольно успешное будущее, так как после школы тот обучался в Туринском университете на факультете экономики. Но по улицам города уже вовсю колесили автомобили, оказавшие решающее влияние на младшего Бертоне.

Он бросил учебу в университете, стал правой рукой отца, а в послевоенные годы возглавил семейную фирму. Сегодня семья Бертоне фактически владеет четырьмя отделениями, в которых разрабатываются и изготавливаются опытные образцы автомобилей, а также оснастка для их производства. Кроме того, она имеет небольшой завод, выпускающий мелкие партии авто собственной разработки (в настоящее время это, как правило, варианты кузовов существующих моделей), и именно здесь почти двадцать лет выпускался FIAT Х1 /9.

Штрих, о котором нельзя не упомянуть: сам Бертоне фактически не создал ни одного автомобиля. Просто он был талантливейшим организатором, прекрасно разбирался в людях, умел разглядеть в них талант творца. Недаром его предприятия считаются своеобразной кузницей автомобильных грандов.

К таким относится и Марчелло Гандини. В чем-то его судьба сходна с судьбою самого мэтра. Родившись в семье туринских аристократов, Марчелло жил в достатке и в будущем должен был стать музыкантом. Но... опять автомобили, однажды увидев которые, человек определенного склада ума и жизненной энергии не может думать уже ни о чем другом. Вся его последующая жизнь становится похожей на «сладкое рабство» у этого механического «чудища».

В общем, с 1963 года Гандини работал у Бертоне ведущим дизайнером, спроектировавшим более 60 (!) автомобилей. Правда, часть из них разрабатывалась уже в его собственной студии после ухода от Бертоне в 1979 году. Но FIAT Х1/9, создателем которого был именно он, родился «под крышей» знаменитого мзтра.

Чем же интересен автомобиль FIAT Х1 /9, которому посвятили часть своей жизни эти великие мастера? Почему он пользовался такой популярностью у покупателей? Почему выпускался так долго, а по всему свету разбросаны клубы и ассоциации Х1 /9 — США и Европа, Сингапур и Австралия?.. В конце концов, почему его называли BABY FERRARI (Дитя или Малышка Феррари)?

Дело в том, что перед началом работ над этой «бэби» Гандини прошел весьма тернистый путь продвижения на рынке автомобилей несколько не-

обычной, по тем временам, компоновки—так называемой «среднемоторной», когда двигатель находится перед задней осью. Он создал целый ряд прототипов, которые впоследствии пошли в серию, а сегодня являются ценнейшими экспонатами крупнейших музеев и частных коллекций. Но это были автомобили с двигателями по нескольку сотен лошадиных сил и с сумасшедшими динамическими характеристиками — так называемые «суперкары».

А вот показанный в 1972 году прототип имел всего 75 л.с., снимаемых с двигателя «ФИАТ-128», и среднемоторную компоновку (как у предшественников — «Ламборджини» и «Феррари»), которая позволила разместить за сиденьями не только двигатель, бензобак с запасным колесом, но и багажник. Вообще, люков, лючков, всевозможных крышек была масса. Снималась и убиралась в багажное отделение даже крыша. И все зто при длине автомобиля менее 4-х метров! Но это был «маленький суперкар» с основными внешними данными, вполне соответствовавшими большому: оригинальный для начала 70-х внешний вид Х1/9 с ярко выраженной кли-новидностью выдавал «породу» — очень грамотные поверхности с приятными сопряжениями и минимумом подштамповок, пластиковые бамперы с «клыками», небольшие боковые накладки-воздухозаборники, гармоничное сочетание основных объемов, размеров колес и форм арок. Все это радовало глаз. Чтобы не портить общую стилистическую картину основных поверхностей, фары были сделаны убирающимися. Двухместная кабина с удобной посадкой водителя, спортивный руль, короткоходовой рычаг переключения передач предполагали хорошую динамику автомобиля. Интерьер не поражал воображение — в отделке применялись кожа и пластик, но и спартанским его не назовешь. Просто ничего лишнего.

Надо сказать, что Х1/9 был одним из немногих, который покупателям приходилось ждать — спрос опережал предложение. Кстати, своих хозяев нашли 180 тысяч машин. Это очень много для того технологического процесса, по которому шла сборка автомобиля. Фактически этот автомобиль открыл совершенно новый сектор рынка — вот в чем состоит гениальность создателей. Потом далее были последователи и даже плагиаторы...

И еще несколько слов о прозорливости великого Бертоне. Так как сборка шла на его заводе, то у концерна ФИАТ приобретались только узлы, агрегаты ходовой части и двигатель от «128-й» модели. Кузов же был оригинальным. Тем самым Бертоне имел некоторую независимость и последние несколько лет продавал автомобиль даже под именем BERTONE Х1/9.

FIAT X1/9

Общий вид автомобиля FIAT Х1/9:

1 — спойлер; 2 — крыша съемная; 3 — колесо запасное; 4 — решетка радиатора; 5 — фара убирающаяся; 6 — панели номерных знаков; 7 — блок задних фонарей; 8 — крышка заднего багажника; 9 — эмблемы фирмы; 10 — надпись «XI /9»; 11 —решетки вентиляционные; 12 — крышка переднего багажника.

Компоновка (на виде сверху кузов и сиденья условно не показаны):

1 — радиатор; 2 — вентилятор; 3 — багажник передний; 4 — пружины подвесок; 5 — аккумулятор; 6 — колесо рулевое; 7 — зеркало заднего вида; 8 — сиденье; 9 — багажник задний; 10 — труба выхлопная; 11 — глушитель; 12 — двигатель; 13 — рычаги подвески; 14 — бензобак; 15 — рычаг ручного тормоза; 16—рычаг КПП; 17 — вал рулевой; 18 — узел педальный; 19 — тормоз дисковый; 20 — тяга продольная; 21 — трубопроводы системы охлаждения двигателя; 22 — механизм рулевой; 23 — прерыватель-распределитель; 24 — бачок расширительный; 25 — генератор; 26 — фильтр воздушный.

Панель приборов и органов управления:

I — сопла вентиляции; 2 — тахометр; 3 — рычаг управления стеклоочистителями; 4 — блок выключателей; 5 — рычаг КПП; 6 — блок контрольных ламп; 7 — спидометр; 8 — блок вспомогательных приборов.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ФИАТ Х1/9
Компоновка среднемоторная
Количество мест 2
Двигатель «ФИАТ-128»
Расположение двигателя поперечное с наклоном в 11 °
Количество цилиндров 4 в ряд
Объем двигателя, см3 1290
Степень сжатия 8,9
Максимальная мощность, л.с 75
Ходовая часть:
подвеска независимая
упругий элемент пружина
рулевой механизм реечный
тормоза дисковые на всех колесах
шины 145HR-13
Основные размеры, мм:
длина 3830
ширина 1570
высота 1170
база 2202
колея передних колес 1335
колея задних колес 1343
Полная масса, кг 1080
Максимальная скорость, км/ч 170

 

 

 

А.КРАСНОВ
Моделист-Конструктор №6'1999

 

 

FIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от БертонеFIAT X1/9 - суперкар от Бертоне
в начало статьи

Смотрите также

  • FIAT 126P
  • Autobilnda AB 40 / AB 41
  • FIAT Campagnola - джип по-итальянски
  • Горбатый ЗАЗ-965
  • Последнее творение Энцо Феррари (суперкар Ferrari F40)
  • Итальянский мышонок FIAT-500 Topolino
  • Истребитель-бомбардировщик Aeritalia FIAT GR.91
  • Ястреб - состарившийся птенец (итальянский истребитель FIAT CR.42)
  • Итальянские стрелы в Испании (истребитель FIAT G.50 Freccia)
  • Крылатые ФИАТы (истребитель FIAT CR-32)
  • Гроза ФИАТов (истребитель-полутораплан И-15)

Случайные статьи

МиГ-3: высота и скорость

Истребитель МиГ-3

Вся правда о невидимке (стратегический бомбардировщик Boeing B-2B)

Бомбардировщки B-2

Удобная восьмёрка (американский танк Шерман M4A3E8)

американский танк Шерман M4A3E8

Жертвы обстоятельств (французкий бомбардировщик LeO 451)

французкий бомбардировщик LeO 451

Американские полугусеничные бронетранспортёры

Полугусеничные бронетранспортёры армии США Half Track

Истребитель Су-5 с комбинированной силовой установкой

Истребитель Су-5

Быстрее истребителей (скоростные разведчики)

Як-4

Основной танк Т-90

Основной танк Т-90

В безоблачном небе Испании (Истребитель И-16 в гражданской войне Испании) Начало

Истребитель И-16

ЗРК "Круг"

ЗРК "Круг"

Пикирующий бомбардировщик Пе-2

Пикирующий бомбардировщик Пе-2

Мал, да удал (многоцелевой истребитель F-5E)

Norhtrop F-5E

Истребитель P-38 Lightning

Истребитель P-38 Lightning

Истребитель Як-1

Як-1

Лёгкий бронеавтомобиль БА-24

Лёгкий бронеавтомобиль БА-24
  • Статьи |
  • Авто |
  • FIAT X1/9 - суперкар от Бертоне

Техноистория ©2013-2021

Создание сайтов

подписаться на новости

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Боевая авиация
    • Гражданская авиация
    • Бронетехника
    • Артиллерия
    • Флот
    • Авто
  • Книги
  • Альбомы
    • Галереи моделей
  • Обзоры
    • Сборные модели из пластика