В годы Второй Мировой порядка 435 тыс. машин получил Советский Союз от союзников по антигитлеровской коалиции. При упоминании вклада Соединённых Штатов невольно вспоминаются студеры, «Додж 3/4», «Виллисы». Менее известны "британцы". Лишь считанные единицы историков смогут перечислить марки автомобилей, отправленных Великобританией в Советский Союз по ленд-лизу. Это вполне логично, так как англичане за всю войну поставили нам около 7 тыс. автомобилей.
Стоит отметить, что львиная доля поставок с Туманного Альбиона осуществлена за начальные полгода войны. С июня по декабрь 1941 года потери РККА в автомобилях составили порядка 159 тыс. штук. Автомобили нужны были Стране Советов как воздух. Собственными силами советский автопром дал армии в первые полгода войны лишь 46,1 тыс. единиц.
Такая поддержка оказалась как никогда вовремя, кроме того, это были исключительно армейски автомобили версии WD (War Departament), оснащённые по запросам вооружённых сил. Задние колёса всех автомобилей тех лет в Великобритании были односкатными. Это наилучшим образом сказывалось на проходимости.
По ленд-лизу в Советский Союз из Великобритании отправлялись в основном грузовики от 1,5 до 3 т. Грузоподъёмность обозначалась в центнерах или тоннах. (один британский центнер — cwt — равен 50,6 кг, 30 центнеров — 1,5 т).в их числе автомобили «Остин» К30, К2 и КЗ грузоподъемностью 1,5, 2 и 3 т соответственно и колесной формулой 4x2. Эти машины имели одинаковые 60-сильные карбюраторные двигатели, коробки передач, мосты, колеса и отличались главным образом колесной базой. «Остины» раннего выпуска оснащались открытой кабиной с брезентовым верхом, позднего — металлической, коммерческого типа.
На 3-тонном грузовике «Альбион» BY-3N с колесной формулой 6x4 в основном монтировались кузова-фургоны различного назначения.
Единственным английским полноприводным 1,5-тонным автомобилем, поступившим в Красную Армию, был «Форд» WOT8. Этот грузовик представлял собой версию 3-тонного «Форд» WOT6 с укороченной колесной базой. Машина имела цельнометаллическую бескапот-ную кабину и оснащалась 8-цилиндровым V-образным бензиновым мотором мощностью 85 л.с.
Большинство машин упомянутых марок выпускались в довольно ограниченных количествах. Грузовиков «Форд» WOT8, например, было изготовлено всего 2,5 тысячи. Большими, по английским меркам тех лет, сериями выпускались «остины» К2 (27 800 единиц) и КЗ (17 тысяч).
Однако самым массовым британским легким грузовиком был «Бедфорд». Две модели «Бедфорда» — 1,5-тонный OXD и 3-тонный OYD (только последних изготовили 72 385 единиц) поставлялись и в Советский Союз.
Это были грузовые автомобили армейского типа, предназначавшиеся для перевозки людей и грузов. Они имели двухместную металлическую закрытую кабину и металлическую же грузовую платформу с деревянным откидным задним бортом, покрытую тентом.
На обоих грузовиках устанавливались одинаковые 6-цилиндровые четырехтактные карбюраторные верхнеклапанные рядные двигатели «Бедфорд» мощностью 72 л.с. при 3000 об/мин и объемом 3919 см3. Топливо подавалось диафрагменным насосом из двух баков общей емкостью 110 и 145 л (соответственно у OXD и у OYD), располагавшихся под кузовом, по обеим сторонам рамы. Карбюратор «Солекс» 35RZFJ опрокинутого типа оснащался регулятором максимальных оборотов и пусковым устройством для двигателя в холодное время года.
Смазка двигателя была смешанной — под давлением и разбрызгиванием. Охлаждение — водяное, с принудительной циркуляцией от центробежного насоса, смонтированного на одном валу вместе с четырехлопастным вентилятором. Радиатор — трубчатого типа.
Для быстрого прогрева рабочей смеси в выхлопном коллекторе находился термостат, регулировавший подогрев всасывающего коллектора. На некоторых автомобилях, кроме того, имелся термостат и в системе охлаждения.
Сцепление однодисковое, сухое. Коробка передач механическая, четырехскоростная (4+1). На коробке передач имелся компрессор для накачивания шин. Крутящий момент на задний ведущий мост у грузовика «Бедфорд» OXD передавался карданным валом с универсальными шарнирами «Спейсер» на игольчатых подшипниках. У варианта OYD — два карданных вала.
Задний мост имел главную передачу из двух конических шестерен и конический дифференциал. Полуоси полностью разгруженного типа. Передний мост — управляемый, обычной конструкции. Рессоры продольные, по-лузллиптические. Рулевое управление располагалось с правой стороны автомобиля.
Обе машины оснащались колодочными тормозами с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем. Шины всех колес односкатные, камерные, с развитыми грунтозацепами так называемого тяжелого образца размером 10,50—16". Колея передних колес составляла 1600 мм, задних — 1588 мм, база — 2820 мм (OXD) и 3988 мм (OYD). Все машины комплектовались цепями противоскольжения.
Автомобили модели OYD в задней части рамы имели буксирный крюк на специальной поперечной рессоре. Полная масса автомобилей без груза составляла 2850 и 3210 кг соответственно.
Из приведенного описания видно, что «бедфорды» имели совершенную для своего времени конструкцию. Они выпускались не только в варианте бортового грузовика, но и в вариантах автоцистерны, санитарном, подвижной мастерской, штабного фургона и многих других вплоть до машины для перевозки лошадей. Грузовые автомобили «Бедфорд» OYD были популярными и в британской армии и состояли на вооружении автомобильных частей еще много лет после окончания Второй мировой войны.
Панель приборов Bedford OYD:
1 — спидометр; 2 — ключ зажигания; 3 — лампа зажигания, сигнальная; 4 — датчик уровня топлива; 5 — амперметр; 6 — лампа давления масла, аварийная; 7 — выключатель освещения панели; 8 — патрон переносной лампы; 9 — ручка управления дроссельной заслонкой; 10 — выключатель стоп-сигнала (только на грузовиках ранних выпусков); 11 кнопка стартера; 12 — переключатель указателей поворота; 13 — выключатель наружного освещения; 14 — датчик давления масла. ,