В годы Второй мировой войны Германия являлась лидером в создании тяжелых бронеавтомобилей с колесной формулой 8x8. Вслед за удачным броневиком Sd.Kfz.231 (8 Rad), имевшим рамную конструкцию, последовал Sd.Kfz. 234/1 с несущим корпусом (см. «Бронеколлекцию» № 1, 2007 г.). Для этих машин и их модификаций было характерным наличие всех восьми управляемых колес и двух постов управления. Четырехосные, или, как их часто называют, восьмиколесные бронеавтомобили с успехом использовались гитлеровским Вермахтом на всех театрах военных действий, вплоть до последних дней Второй мировой войны.
В течение 10 послевоенных лет из-за проводимой державами-победителцни-цами политики демилитаризации Германии военные наработки немецких конструкторов оставались невостребованными. Ситуация изменилась после создания в 1956 году Бундесвера и вступления ФРГ в НАТО. В первые гадь, своего существования новая немецкая армия получала бронетанковую технику иностранного производства, главным образом американскую. Однако вскоре в ФРГ приступили к созданию собственных образцов, благо мощный экономический потенциал страны это позволял. Вслед за основным боевым танком «Леопард» и боевой машиной пехоты «Мардер» наступила очередь и колесной бронированной машины, предназначенной для решения разведывательных задач.
В 1960 году министерство обороны ФРГ передало фирмам, занимавшимся производством боевой техники, тактико-технические требования к боевой разведывательной машине (БРМ). Важнейшими из них были: высокая скорость, позволяющая машине быстро двигаться вперед и так же быстро выходить из-под огня противника (для этого БРМ должна была обладать одинаковой скоростью при движении как передним, так и задним ходом); хорошая проходимость вне дорог и способность преодолевать на плаву водные преграды; достаточная маневренность на суше и на плаву; незначительный уровень шума; большой запас хода; способность действовать в различных климатических условиях с перепадом температур от -40 до +50°С; возможность ведения разведки при открытых и закрытых люках (визуально и с помощью приборов) в любое время года и суток. Из экономических требований главными являлись относительно невысокая стоимость производства, простота технического обслуживания и ремонта.
Неудивительно, что, рассмотрев эти требования, западногерманские фирмы пришли к выводу, что в наибольшей степени им отвечает четырехосная БРМ со всеми ведущими и управляемыми колесами. Шесть ведущих фирм ФРГ решили принять участие £к программе разработки новой бронемашины. Пять из них — «Бюссинг», «Клёк-нер-Гумбольт-Дойтц», «Фридрих Крупп», MAN и «Рейншталь-Хеншель» — образовали Объединенное конструкторское бюро. Компания «Даймлер-Бенц» решила создавать машину, опираясь только на собственные силы. Проектирование началось в 1965 году. В 1968 году в испытательном центре Бундесвера в г.Трир начались полигонные испытания первых двух опытных образцов БРМ. Наряду с представителями фирм-разработчиков в них участвовали и военные специалисты сухопутных войск.
Всесторонние испытания продолжались более трех лет и к февралю 1972 года общий пробег машин составил около 200 тыс. км. В ходе испытаний фирмы проводили доработку отдельных узлов, агрегатов и систем, а иногда и заменяли их более совершенными. Так, например, на обеих машинах пневмогидравлические тормоза заменили гидравлическими, стали использоваться одинаковые коробки передач и шины размерностью 14.00—20. Последние в отношении бокового скольжения показали лучшие результаты по сравнению с применявшимися ранее шинами 16.00—20. В 1970 году опытные образцы испытывались в экстремальных климатических условиях: с января по март в Норвегии, а в августе — на Сардинии. В процессе испытаний фирмами-конкурентами были изготовлены девять опытных образцов, в конструкцию которых вносились различные изменения и усовершенствования. В частности, опробовали несколько типов силовых установок и трансмиссий.
По результатам сравнительных испытаний предпочтение было отдано машине компании «Даймлер-Бенц», однако серийным производством своего детища она не занималась. Как и в гады Второй мировой войны, в Германии имела место широкая кооперация фирм-изготовителей военной техники. В декабре 1973 года министерство обороны ФРГ подписало контракт с генподрядчиком — фирмой «Рейншталь Вертехник» на поставку 408 бронемашин, получивших обозначение SpaPz-2 Luchs («Лухс» — рысь). Они должны были поступать на вооружение разведывательных батальонов 11 дивизий Бундесвера. Первый серийный бронеавтомобиль «Лухс» покинул сборочный цех завода в г.Кассель в мае 1975 года, а 4 сентября состоялась торжественная церемония передачи его представителям Бундесвера.
БРМ «Лухс» имеет сварной несущий корпус, толщина, расположение и форма броневых листов которого обеспечивают защиту от огня малокалиберных пушек, стрелкового оружия, а также от осколков снарядов и мин. Отделение управления основного водителя размещено в носовой части корпуса. Боевое отделение включает в себя среднюю часть корпуса и башню. Здесь находятся рабочие места командира (слева) и наводчика. В кормовой части корпуса перед радиатором и вентилятором расположено отделение радиста, являющегося одновременно вторым водителем (при движении БРМ задним ходом). Для посадки экипажа предназначены индивидуальные люки в крыше корпуса и башни и закрываемый дверцей лаз в левом борту корпуса. Сиденья водителей, рулевые колеса и приводы механизмов управления смонтированы на подъемных устройствах и могут фиксироваться в верхнем (при движении с открытым люком) или нижнем положениях.
Основное вооружение БРМ — 20-мм автоматическая пушка «Рейнметалл» .Rh 202 Mk 20 DM5. Она установлена во вращающейся сварной башне «Рейнметалл» TS7, имеющей форму усеченного конуса, в специальном герметичном отсеке между сиденьями командира и наводчика. Углы вертикального наведения пушки от -15° до +69°, что позволяет вести огонь и по воздушным целям. В башне находятся также боеукладка в двух ящиках, механизм подачи боеприпасов и ящик для сбора стреляных гильз.
Для определения дальности до цели и для стрельбы из пушки в распоряжении командира и наводчика имеется перископический прицел ВМ-8025 со встроенным оптическим дальномером PERI-Z11A1. В ночных условиях они могут быть заменены на активный ИК-прибор ночного видения и наблюдательный прибор с электронно-оптическим усилением изображения. В этом случае местность подсвечивается ИК-прожектором, помещенным на левой стороне башни. Скорострельность пушки около 1000 выстр./мин. Боекомплект — 375 выстрелов со снарядами двух типов: осколочно-фугасно-зажигательные и бро-небойно-трассирующие, имеющие эффективную дальность стрельбы по легкобронированным целям 600 — 800 м.
На крыше башни, над люком командира, установлен 7,62-мм пулемет MG3 (углы обстрела по вертикали от -15° до +55°). При стрельбе по воздушным целям применяется прицел с кольцами упреждения для скоростей перемещения цели 100 и 250 м/с. Боекомплект пулемета — 2000 патронов.
На левой и правой стенках башни расположено по четыре гранатомета для постановки дымовых завес. Для обеспечения кругового обзора при закрытых люках имеется 12 призменных блоков, из них семь у командира, а остальные — у наводчика (правее прицела).
Башня оснащена электрогидравлическими механизмами для горизонтальной и вертикальной наводки пушки, а также для ее первичного заряжания. Предусмотрено наведение пушки и вручную как командиром, так и наводчиком, причем, если его осуществляет командир, приводы наводчика автоматически отключаются. Стабилизатор наведения пушки отсутствует.
Для выполнения разведывательных функций БРМ «Лухс» оборудована навигационной системой FNA 4-15, состоящей из нескольких блоков и бортового компьютера, обеспечивающих непрерывное определение местоположения машины.
Моторное отделение расположено в средней части корпуса между боевым отделением и отделением радиста и изолировано от них герметичными перегородками. В нем смонтирован 10-цилиндровый V-образный многотопливный двигатель жидкостного охлаждения «Даймлер-Бенц» ОМ 403 VA с турбонагнетателем, развивающий при работе на дизельном топливе мощность 390 л.с. при 2500 об/мин. При работе на бензине мощность двигателя равняется 360 л.с. при том же числе оборотов.
Двигатель составляет единый силовой блок с четырехскоростной коробкой передач с гидротрансформатором (преобразователем крутящего момента), имеющей по выбору ручное или автоматическое управление; генератором, стартером, масляными радиаторами и фильтром, компенсационным бачком системы охлаждения, воздухофильтром с циклонным пылеуловителем и другими элементами.
Все трубопроводы, электрокабели и карданные передачи снабжены быстроразъёмным соединениями, причем разъемы всех жидкостных трубопроводов обеспечивают их автоматическое перекрытие при отсоединении от агрегатов. Наличие таких разъемов и объединение нескольких агрегатов в единый силовой блок позволяют быстро, без слива охлаждающей жидкости и масла, вынимать его из машины для замены или ремонта в полевых условиях, а также проводить стендовые испытания демонтированной силовой установки, включая пробный запуск двигателя.
Двигатель БРМ «Лухс» не только обеспечивает оптимальный температурный режим силовой установки при движении машины на плаву и в тяжелых условиях бездорожья, но и создает незначительный шум при работе, что отвечает одному из требований, предъявляемых разведывательной машине. Снижению уровня шумов в БРМ способствуют также хорошая изоляция моторно-трансмиссионного отделения, наличие глушителей впуска воздуха и выпуска отработавших газов большого объема.
Для того чтобы затруднить обнаружение машины тепловыми приборами, выхлопная труба выведена в кормовой отсек, где температура выходящих из глушителя газов дополнительно снижается, смешиваясь с воздухом, прогоняемым вентилятором.
Движущуюся БРМ «Лухс» можно услышать лишь на расстоянии 50 м. Крутящий момент от коробки передач передается к блокируемой раздаточной коробке, расположенной на уплотнитель-ных прокладках в люке днища таким образом, что ее ведущий вал находится внутри машины, а раздаточные валы — снаружи под днищем. Благодаря этому достигаются водонепроницаемость и герметизация корпуса машины.
Подвеска колес — с пружинными рессорами с прогрессивной характеристикой. Все узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами двойного действия.
Передние пары осей, так же как и задние, соединены между собой балансирами, распределяющими и выравнивающими нагрузки между колесами при различном их ходе, что обеспечивает достаточное сцепление колес с грунтом даже при преодолении машиной рвов и траншей.
БРМ «Лухс» может управляться любым из двух водителей по приказу командира, который, перемещая специальный рычаг, передает (при скорости машины не более 6 км/ч) функции управления основному или второму водителю (радисту). Если скорость движения машины не превышает 50 км/ч, то управляемыми могут быть все четыре пары колес. При этом минимальный радиус поворота равен 5,75 м. Тогда резко возрастает проходимость на мягком грунте, поскольку машина в настоящем режиме движения образует только две колеи. При большей скорости машина становится неустойчивой, и во избежание ее опрокидывания специальное автоматическое устройство отключает привод управления, идущий к двум задним парам колес, и управляемыми становятся только две передние по ходу движения пары. В этом случае радиус поворота увеличивается до 9,5 м.
Конструкция трансмиссии и наличие двух постов управления обеспечивают машине возможность движения с одинаковой скоростью как вперед, так и назад.
Движение и управление БРМ на плаву обеспечивается двумя четырехлопастными гребными винтами, размещенными в нишах кормовой части корпуса и имеющими независимый, отдельный от колес карданный привод. Для изменения направления движения машины командир нажимает одну из кнопок («вправо» или «влево»), после чего включается электрогидравлический привод для синхронного поворота с помощью червячных передач картеров гребных винтов в соответствующую сторону. Для движения БРМ в обратном направлении винты разворачиваются на 180°. Скорость движения на плаву также задается командиром посредством качающегося рычага, перемещая который, он подает водителю команду на установку необходимых оборотов основного двигателя. Для исключения заливаемости верхних лобовых листов корпуса носовой подпорной волной и последующего увеличения дифферента машины на нос на верхнем листе носовой части корпуса установлен волно-отражательный щит с гидравлическим приводом.
Для защиты экипажа от оружия массового поражения БРМ «Лухс» снабжена фильтровентиляционной установкой, радиальный вентилятор которой имеет два режима работы, подавая в машину 1,5 м3 или 3 м3 воздуха в минуту и создавая при этом избыточное давление.
БРМ «Лухс» была в серийном производстве с 1975 по 1978 год. На вооружении Бундесвера эта машина находится и по сей день.
По мнению как зарубежных, так и отечественных специалистов, она вполне отвечает требованиям, предъявляемым к этому классу боевых машин. Основным ее недостатком является недостаточно мощное даже на момент создания вооружение, эффективность которого дополнительно снижается отсутствием стабилизации. Уже в 1970-х годах считалось необходимым вооружать БРМ орудиями более крупного калибра, вплоть до малоимпульсных 90- или 105-мм пушек, которые позволили бы машине подобного типа не оказаться совершенно беззащитной при внезапной встрече с танками вероятного противника.
В качестве альтернативы считалось возможным и довооружение БРМ пусковой установкой для запуска противотанковых управляемых ракет (ПТУР). Однако ни того, ни другого западногерманские специалисты не осуществили. Модернизация БРМ «Лухс» в основном затронула приборы наблюдения и радиоэлектронику. В частности, в 1982 — 1987 годах все «лухсы» были оснащены пассивными ночными приборами наблюдения — тепловизорами. Это позволило отказаться от использования ИК-прожектора подсветки, демаскирующего машину в ночных условиях.
БРМ «Лухс» состоит на вооружении только в Бундесвере. На экспорт эта машина никогда не поставлялась и в боевых действиях тоже никогда не участвовала.
В составе германских контингентов боевые разведывательные машины «Лухс» участвовали в миротворческих операциях ООН и НАТО на территории бывшей Югославии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРМ «ЛУХС»
Боевая масса, т |
14.5 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина |
7740 |
ширина |
2980 |
высота |
2840 |
клиренс |
440 |
Колея, мм |
2540 |
Максимальная скорость |
|
движения, км/ч: |
|
по суше |
90 |
на плаву |
10 |
Запас xo.ia 11м шоссс, км |
800 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30 |
высота стенки, м |
0,8 |
ширина рва, м |
1,9 |
М. Барятинский,
Моделист-конструктор. №10'2007