Легендарный автомобиль «Фольксваген-Жук» (Volkswagen-Beetle) завоевал умы и сердца десятков миллионов автомобилистов. Как ни у какого другого автомобиля, у него своя история — неординарная и богатая всевозможными событиями.
Достаточно сказать, что его создателем был гениальный конструктор Фердинанд Порше (F.Porshce), внесший огромный вклад в автомобильное инженерное искусство. В свое время он трудился на Daimler Benz, Steyr и на некоторых других заводах. Но где бы он ни работал, его не покидала одна мечта — создать свой автомобиль. Практичный и удобный во всех отношениях, но компактный, простой по конструкции,технологичный в производстве и доступный по цене средней немецкой семье.
И такой автомобиль был им создан. В 1933 году Адольф Гитлер провозгласил, что каждая немецкая семья должна иметь свой автомобиль. С этого момента (вернее, с MOTOR SHOW-34) и началась активная жизнь создателей «народного автомобиля» — так переводится с немецкого Volkswagen. Мы не будем рассказывать всю историю «фольксвагена-Жука» — эта тема настолько обширна, что требует отдельного повествования, а осветим лишь «военный» период его жизни.
Не все шло гладко. Были трудности и в организации производства, и в сборе средств, тем более после развязывания войны в Европе.
К тому времени в Вольфсбурге заложили еще один завод фирмы Volkswagen, и в ходе торжественной церемонии, посвященной этому событию, Гитлер объявил несколько иное название будущего автомобиля: KdF (KRAFT durch FREUDE - «сила через радость» — нацистский девиз и название фракции Германского трудового фронта). Именно с таким именем выкатывались из ворот завода первые тысячи автомобилей, но уже армейские. Кроме того, завод выпускал всякую мелочь для армии (печки, двигатели для мобильных генераторов). Про народный автомобиль практически все ответственные люди забыли (кроме вкладчиков, конечно). Все было подчинено только одному — победе.
Но Фердинанд Порше со своим сыном не оставляли идею маленького автомобиля, ими были разработаны армейские варианты «фольксвагена» — Kubelwagen, а затем Schwimmwagen. О первом «Моделист-конструктор» уже рассказывал, а на втором остановимся поподробнее.
Schwimmwagen переводится просто — плавающий автомобиль. Первая часть названия — от немецкого глагола SCHWIMMEN — плавать, а вторая — от WAGEN — экипаж, автомобиль.
Оба автомобиля базировались полностью на агрегатах довоенной разработки Порше, и компоновка была той же.
Оппозитный 4-цилиндровый 4-клапанный карбюраторный двигатель с верхним расположением клапанов и воздушным охлаждением располагался в задней части автомобиля-амфибии. Он оборудовался маслоради-атором, терморегулятором и 6-вольтной динамо-батарейной системой электроснабжения. Однодисковая сухая муфта сцепления конструкции фирмы «Фихтель и Закс» имела тросовое управление.
Двухвапьная 4-ступенчатая коробка передач (КП) с дополнительной понижающей передачей обладала силовым диапазоном 7,325. Управлялась она дистанционно. Включение 1-й и 2-й передач осуществлялось надвижными, а 3-й и 4-й — пальцевыми муфтами.
В общем корпусе с КП размещалась коническая главная передача с кулачковым дифференциалом повышенного трения привода задних колес. Крутящий момент на них передавался закрытыми качающимися полуосями (карданы располагались в корпусе дифференциала). С целью разгрузки последних и повышения клиренса автомобиля между задними колесами и полуосями находились колесные конические понижающие редукторы.
Привод на передние колеса обеспечивался продольным соединительным валом с резинометаллическими шарнирами, главной передачей и дифференциалом повышенного трения, располагавшимися неподвижно в корпусе, и закрытыми качающимися полуосями, но без колесных редукторов.
Передняя и задняя подвески были независимыми торсионными, это позволило сэкономить внутреннее пространство и упростить конструкцию кузова. Что же касается управляемости, то на скорости до 75 км/ч она была вполне сносной, а барабанные негерметичные тормоза с механическим приводом хорошо держали на любой дороге. Шарниры передней подвески и рулевые имели столь любимую немцами централизованную систему смазки.
Несущий четырехместный герметичный снизу кузов открытого типа оснащался убирающимся тентом и откидывающимся вперед лобовым стеклом. Для охлаждения двигателя мощностью всего в 25 л.с. служил воздухозаборник, располагавшийся в кабине между задними сиденьями. Отработанный воздух выходил через решетки в верхней части заднего капота.
Опять же из экономии места запасное колесо было вынесено наружу и закреплено спереди, тем самым обеспечивая нормальную развесов-ку по осям и в какой-то степени защищая носовую часть автомобиля. Здесь же, внутри корпуса размещались два бензобака емкостью 24 и 26 л. Снаружи крепился различный инвентарь: лопата, весло, багор и т.д., даже глушитель торчал над задним капотом.
Трехлопастный гребной винт, защищенный кольцом и антикавитаци-онным козырьком сверху, устанавливался на откидной колонке. Такая конструкция предотвращала повреждение винта как при движении амфибии по мелководью, так и по бездорожью. Положение колонки изменялось с помощью цепи и рычага, располагавшегося в кабине. Вал винта приводился во вращение через трех-ручейковую цепную передачу ведущим валом колонки, который при переводе ее вниз входил в зацепление непосредственно с коленчатым валом двигателя. Реверс гребного винта отсутствовал, не было и лебедки или какого-либо другого приспособления для самовытаскивания машины из воды или непролазной грязи.
Видимо, небольшая масса автомобиля позволяла это сделать вручную — с помощью веревки. Зато имелся насос для откачки воды из кузова.
Производство амфибий началось чуть позже «кубельвагенов» — в начале 40-х годов. К середине войны на заводе уже работало 12 тысяч человек, 8 тысяч из которых — военнопленные.
До 1945 года предприятием было выпущено: KUBELWAGEN - 50 788 шт., SCHWIMMWAGEN - 14 276 шт.
Оба автомобиля зарекомендовали себя как надежные, неприхотливые, но уж очень некомфортабельные «вездеходики». По большей части они использовались в качестве разведывательных, штабных и доставоч-ных (почтовых) экипажей.
Единственный, пожалуй, значительный недостаток амфибии — отсутствие водяного руля, на плаву она управлялась поворотом колес и делала это весьма неохотно. Другие же были не столь существенными для легкого, сравнительно дешевого малоресурсного армейского автомобиля с отличной проходимостью.
Техническая характеристика амфибии |
|
Двигатель |
типа KdF |
Объем,см3 |
1,131 |
Мощность, л.с. при 3000 об/мин |
25 |
Длина, мм |
3825 |
Ширина, мм |
1420 |
Высота, мм |
1615 |
База, мм |
2000 |
Размер шин, дюймы |
5,25x16 |
Масса, кг: |
|
снаряженная |
910 |
полная |
1345 |
Скорость, км/ч: |
75 |
на суше |
|
по воде |
10 |
Макс, угол подъема |
|
по твердому грунту, град |
65 |
Мин. радиус поворота, м |
9 |
Расход бензина |
|
при движении по шоссе, л на 100 км |
8,5 |
Емкость бензобаков, л |
50 |
Моделист-Конструктор, №11-12'1998